По итогам первого квартала 2024 г. спрос на нефть вырос ниже прогноза — до 1,6 млн б/с, что стало минимальным значением с первого квартала 2023 г. Причиной тому в МЭА назвали необычайно теплую погоду в конце зимы, которая привела к более значительному сокращению использования топлива для отопления в странах ОЭСР.
Замедление роста спроса на нефть в мире означает достижение пика потребления уже в текущем десятилетии, подчеркивает агентство.
«В первую очередь это является результатом нормализации роста после перебоев в 2020–2023 годах, когда нефтяные рынки были потрясены пандемией COVID-19, а затем глобальным энергетическим кризисом», — говорится в отчете.
Невзирая на прогнозируемое замедление, нынешний уровень роста спроса на нефть в основном соответствует тенденции, наблюдавшейся до пандемии, отмечают аналитики МЭА.
Рост мировых поставок в 2024 и 2025 гг. обеспечат производители, не входящие в ОПЕК+, указывает агентство. Так, увеличение добычи нефти в США, Бразилии, Канаде и Гайане покроет весь рост спроса в текущем и следующем году.
Доля рынка ОПЕК+ упала до рекордно низкого уровня, сообщают в МЭА, поскольку с конца 2022 г. альянс сократил добычу почти на 2 млн баррелей в год, тогда как страны, не входящие в ОПЕК+, нарастили добычу почти в том же объеме.
При этом в марте 2024 г. страны ОПЕК+ нарастили добычу нефти на 50 тыс. б/с, и таким образом превысили собственный план производства. Целевой уровень добычи в рамках сделки с учетом добровольных сокращений на март составлял 34,32 млн б/с, а реальная добыча достигла 34,82 млн б/с. Таким образом, превышение плана оказалось на уровне 500 тыс. б/с.
Среди стран, объявивших о новых сокращениях добычи нефти с января 2024 г., более всего отстали от плана Ирак (на 260 тыс. б/с больше договоренностей), ОАЭ (на 310 тыс. б/с) и Казахстан (на 160 тыс. б/с).
Добыча в РФ оставалась стабильной на уровне 9,42 млн б/с (без учета конденсата), говорится в отчете. Экспорт нефти из страны в марте увеличился на 400 тыс. б/с, а поставки нефтепродуктов — сократились на 200 тыс. б/с.