По словам Бироля, инвестиции в зеленую энергетику в наименее развитых и развивающихся странах с 2015 г. не изменились, в то время как во всем мире они практически удвоились, причем большая часть роста пришлась на Китай и страны с развитой экономикой. Он подчеркнул, что на весь период до открытия очередного климатического саммита ООН COP29, который состоится в 2024 году в Баку, главной темой для МЭА станет «поиск механизмов снижения рисков, которые обеспечат приток капитала в развивающиеся и наименее развитые страны».
Предыдущий климатический саммит ООН COP28, проходивший в Дубае, завершился 13 декабря. На нем мировые правительства договорились утроить производство возобновляемой энергии к 2030 г., сократить использование ископаемого топлива для достижения углеродной нейтральности к 2050-му, и одобрили создание фонда для возмещения ущерба от изменения климата. Однако на конференции не был согласован механизм финансирования перехода к экологически чистой энергии в развивающихся странах.
Как уточнил Бироль, под рисками, препятствующими инвестициям в зеленый переход развивающихся экономик, понимается в разы большая стоимость капитала. Так, к примеру, в развивающихся странах до четырех раз дороже, чем в развитых, обходится строительство и обслуживание солнечных электростанций.
«Наша задача — обеспечить, чтобы финансирование чистой энергетики, снижение рисков таких инвестиций и предоставление льготного финансирования стали ключевым приоритетом для Всемирного банка, региональных банков развития, а также финансового сектора. В мире капитала более, чем достаточно — если предоставить необходимые гарантии и механизмы снижения рисков, деньги потекут очень быстро, поскольку потенциал огромен», — подчеркнул Бироль.