Рациональным новостным поводом для изложенных ниже соображений стало открытие в конце сентября мощного интернет-ресурса страна.ru. Случилось ожидаемое: недовольная собственным отражением в зеркале прессы исполнительная власть (о законодательной говорить не приходится - она удовлетворяется парламентскими "листками" и телепередачами) вооружается, причем готовится к наступательным действиям. Появление новых официальных источников информации, с одной стороны, приятно дополняет топорные действия лесинского министерства печати, с другой - подтверждает мнение, что замысел администрации Путина сложнее, чем может показаться на первый взгляд.
Но вдохновитель страны.ru Глеб Павловский запальчиво объявляет о наступлении нового этапа в истории российских СМИ. Так ли это? Увы, многое из того нового, что делается сейчас, Россия проходила примерно сто пятьдесят лет тому назад. Как и в наше время, либеральные реформы привели к быстрому развитию сначала журнального, а затем и газетного рынков. Как и сейчас (несмотря на принципиальное отсутствие в тогдашнем русском обществе элементов парламентаризма и наличие подобных элементов сегодня), лучшие публицисты ассоциировались с разного рода олигархическими группировками - царским и великокняжескими дворами, либеральными и консервативными, западническими и славянофильскими столичными салонами.
С прошловековой ситуацией современную роднит и то глубокое отвращение, которое испытывает власть к свободным изданиям. Царь - либеральный царь! - считал отечественную прессу - либеральную прессу! - сплошь предвзятой. Сколько административных усилий было потрачено на создание различных механизмов по обузданию тогдашних СМИ, сколько хитрых схем разработано! И уж совсем точное совпадение - при тогдашних министерствах печати (как бы они ни назывались) создавались специальные контрпропагандистские службы для противостояния западной печати.
Ресурс страна.ru замышляется как официоз, но на качественно новом уровне исполнения. Говорят, средства в это предприятие вкладываются огромные, не сравнимые ни с какими инвестициями в частные СМИ. Увы, практические подходы пока вызывают сомнение - вряд ли можно создать современный ресурс, основанный на сообщениях местных отделений ВГТРК. Наем в московскую редакцию маститых редакторов и журналистов тут мало что изменит. Красота подобного ресурса должна быть создана на местах, а кому как не мне знать, что дается это с огромным трудом и, парадоксальным образом, деньги тут решают далеко не все.
Но это, разумеется, технические детали. Есть еще одна важная аналогия. Ведь что, собственно, считать "официозом"? Как и сто лет назад, политические партии не являются центрами информационного притяжения, катализаторами общественных настроений, не создают собственную печать, кроме карликовой (см. издания Демвыбора России или партии "Яблоко") или рекламно-пропагандистской ("Отечество не выбирают" и т. д.). Основными игроками на этом информационном рынке по-прежнему остаются различные ведомственные группировки и естественные монополии, часто расходящиеся во взглядах, а также заменяющий монарха - президент РФ. Использование частной вывески не меняет сути дела. Как вчера, так и сегодня цель нашего правительства остается неизменной - убедить общество, что власть хороша, помыслы ее чисты, а методы эффективны.
Современник реформ Александра II записал в дневнике: "Правительство хочет иметь свой орган, который должен быть вверен нескольким литераторам. <...>У нас три рода литераторов (речь идет о журналистах. - "Эксперт С-З"): одни - злонамеренные и упорные в своих крайних желаниях, другие - не имеющие никаких желаний, кроме желания набить себе карман, и третьи - люди благородные и даровитые, которые могут действовать только по убеждению. Этих правительство не иначе может привлечь на свою сторону, как сделать их участниками своих благих видов. Разумеется, оно и может ожидать пользы только от последних".
Вот тут-то и раскрывается новизна нашего времени - несовместимое совместилось, даровитость и желание во что бы то ни стало набить карман ужились в конкретных человеческих типах. Ну, хоть что-то внесли в копилку истории.