Дело будущего

Интернет-трейдинг в России становится все более модным.

Однако степень готовности к нему рынка можно оценить скорее как невысокую

История интернет-трейдинга в России по сути насчитывает полтора года. В ноябре 1999 года ММВБ первой открыла стандартный шлюз для интернет-трейдинга. С тех пор доля сделок, заключаемых через интернет-шлюз, непрерывно растет. Суммарный объем сделок, заключенных через Интернет в секции фондового рынка ММВБ, в 2000 г. превысил 170 млрд руб.; доля этих сделок в общих операциях с корпоративными ценнми бумагами в январе 2000 г. составила 0.8%, а в декабре 2000 г. уже 26.4%. Количество сделок в Секции фондового рынка ММВБ, заключаемых через систему Интернет-торговли, в начале 2001 г. превысило 50%, а в начале 2000 г. составляло всего около 2%. Доступ к торгам через Интернет открыли все ведущие торговые площадки России: РТС (в системе гарантированных котировок), Московская фондовая биржа, Фондовая биржа "Санкт-Петербург", Санкт-Петербургская валютная биржа. Для брокеров введение услуги интернет-трейдинга становится модой: практически каждую неделю об этом объявляет та или иная компания. "Истории успеха" налицо: к примеру, компания "Алор-Инвест", которая до организации шлюза была далека от первой десятки на ММВБ по обороту заключенных сделок, в 2000 г. была признана самым активным интернет-брокером и вышла в число лидеров. Многие компании предоставляют услугу интернет-трейдинга и в Петербурге. Среди них можно назвать интернет-брокера Web-invest.ru, предоставляющего прямой доступ через Интернет к большому количеству бирж и финансовых инструментов. Балтийское финансовое агентство, одним из первых в городе подключившееся к шлюзу ММВБ, а недавно услугу интернет-трейдинга начала предоставлять финансовая компания АВК.

Активные сторонники интернет-трейдинга утверждают, что этот сервис может изменить фондовый рынок не только с количественной, но и с качественной точки зрения. По их мнению, если до введения этой услуги частному инвестору было тяжело выходить на рынок - брокерским компаниям было невыгодно с ним работать, если стартовый капитал составлял меньше 10-15 тыс. долларов, - то в случае осуществления операций через Интернет начальная планка снижается примерно до 1000 долларов. Таким образом, фондовый рынок становится более доступен для российского среднего класса, за счет этого увеличивается оборот и биржевая торговля получает шанс из спекулятивного инструмента превратиться в инвестиционный.

Представляется, однако, что чрезмерный оптимизм здесь неуместен. Успехи действительно есть, но и проблем у интернет-трейдинга не меньше.

Поиски среднего класса

Наличие в России того самого среднего класса, на который и рассчитывают в основном брокерские компании, - вопрос сам по себе дискуссионный. "Мы считаем, что есть достаточно много людей, для которых эта услуга актуальна", - говорит исполнительный директор компании Web-invest.ru Михаил Беляев. Однако даже если допустить существование довольно широкого круга людей, располагающих необходимыми средствами, едва ли все они готовы к участию в биржевых торгах. Причин этому несколько.

Фондовый рынок в России - слишком молодое явление. Для работы на нем требуются профессиональные знания, которыми большинство потенциальных инвесторов не обладают. Функцию консультанта выполняют профессионалы-брокеры, но при торговле через Интернет роль брокера изменяется: фактически клиент выставляет заявки самостоятельно. Информационные ленты и аналитические материалы, которые предоставляют трейдеры, не могут заменить собой живого общения. Компании, занимающиеся интернет-трейдингом, стремятся привлечь клиентов, организуя семинары, предоставляя демо-версии своих программных продуктов и устраивая специальные тренажеры (например, один из самых посещаемых сегодня порталов "Рамблер", одним из инвесторов которого является компания "Русские фонды" (предоставляющая в том числе брокерские услуги через Интернет), несколько месяцев назад организовал "инвестиционную игру"; тренажер для трейдинга есть и на сайте агентства "РосБизнесКонсалтинг"). Такие симуляторы игры на бирже пользуются определенной популярностью, однако одно дело тренироваться, и совсем другое - рисковать собственными деньгами.

Реально работающих через Интернет на фондовом рынке частных лиц не так много. Брокеры в подавляющем большинстве случаев отказываются называть точное количество своих клиентов. В среднем оно колеблется в разных случаях от единиц до нескольких десятков человек. Составить социальный портрет типичного клиента довольно сложно. На семинаре, устроенном компанией АВК, автор этих строк встретил в основном людей пенсионного или предпенсионного возраста, которых довольно сложно отнести к среднему классу. "К нам обращается, с одной стороны, много пенсионеров, а с другой - много довольно молодых людей, у которых просто есть время играть на бирже", - говорит финансовый брокер АВК Евгений Олексишин. Впрочем, Михаил Беляев из Web-invest.ru утверждает, что портрет их клиента несколько иной.

Действительно, интернет-трейдинг не только предоставляет клиенту большую самостоятельность, но и требует большей ответственности и большего приложения усилий. Едва ли у человека, чьим основным занятием не является игра на фондовом рынке, есть время в течение рабочего дня постоянно следить за котировками. Кроме того, по утверждению многих экспертов (в частности, заместителя управляющего Санкт-Петербургской валютной биржей Юрия Михайлова, интервью с которым см. в материалах этого номера), фондовый рынок в России до сих пор является не инвестиционным, а скорее спекулятивным инструментом. Достаточно лишь сказать, что около 80% оборота ММВБ обеспечивается за счет торгов по акциям РАО "ЕЭС России". Соответственно, инвесторам, не обладающим необходимым капиталом для крупных операций, делать на рынке нечего. Михаил Беляев говорит, что такая проблема действительно существует. В качестве варианта ее решения в Web-invest.ru предлагают пропаганду работы с инструментами с фиксированной доходностью (такими, как ГКО-ОФЗ, субфедеральными и корпоративными облигациями).

Модный бизнес

Для большинства брокеров работа через Интернет пока является скорее побочным направлением деятельности. Михаил Беляев делит брокерские компании на несколько групп. Для одних интернет-трейдинг является основным бизнесом. Здесь можно упомянуть как сравнительно недавно появившиеся компании - Web-invest.ru, которая появилась в результате отделения брокерского бизнеса как направления, из ИК "БАЛТОНЭКСИМФинанс", NetTrader.ru, - так и те, которые давно занимаются дисконтным брокериджем (предоставлением дешевых услуг без аналитического сопровождения) и через него пришли к идее торговать через Интернет - например, "Открытие". Другие внедрили эту услугу, следуя моде, и не продвигают ее активно, рассчитывая скорее на перспективу (тем более, что доступ к шлюзу ММВБ вначале предоставлялся бесплатно, и расходы были невелики). Крупные брокеры большей частью рассматривают Интернет не более чем как одно из направлений деятельности. К примеру, БК "НИКойл", несмотря на то, что числится в списке обладающих доступом к шлюзу ММВБ, не спешит переносить свою деятельность в Интернет.

Действительно, существует ряд проблем, которые пока сопровождают это начинание. Одна из них - это отсутствие Закона об электронно-цифровой подписи, который до сих пор не принят (в конце марта правительство внесло его на рассмотрение в Думу), и поэтому в случае, если клиент оспорит сделанную заявку, судебные перспективы дела неоднозначны. Существуют паллиативные решения проблемы: например, в некоторых случаях гарантом по операциям, подписанным ЭЦП, выступает технический центр РТС, - но они не могут изменить недоверчивого отношения многих финансистов к сделкам в Интернете. В США, кстати, под понятием "интернет-трейдинг" в большинстве случаев имеют в виду работу через Интернет с брокером, а не прямо на биржевых площадках.

Есть и другие проблемы. Телефонные линии в России (в случае модемного соединения) далеко не всегда обладают необходимой надежностью и позволяют обеспечить приемлемую скорость передачи сигнала. Что делать, если связь оборвется как раз во время торговой сессии? Приходится вновь подключаться к Интернет, на что уходит время, либо, в случае аварийного разрыва в связи, передавать брокеру заявку голосом по телефону.

Рискуя показаться пессимистом, скажем: сегодняшняя мода на интернет-трейдинг временами напоминает ажиотажный бум.

А бум не всегда доводит до добра: мы еще не успели забыть крах рынка ГКО, да и интернет-компаниям, которые совсем недавно привлекали многомиллионные инвестиции, не особенно задумываясь об окупаемости, ныне приходится не легко. Безусловно, интернет-технологии чрезвычайно перспективны для фондового рынка. Торговля финансовыми инструментами через Интернет является эволюционными этапом в развитии брокерских услуг. Однако степень готовности к этим изменениям - как инфраструктурную, так и психологическую - можно оценить как невысокую. Будущее отделит зерна от плевел. Впрочем, как сказал Михаил Беляев, "будущее создаем мы".

Санкт-Петербург