Мариинский театр показал программу пяти одноактных балетов, поставленных молодыми хореографами для петербургских артистов. Это первый опыт подобного рода, но театр собирается сделать такие концерты регулярными. Безвылазно сидя в России, кажется, будто жизнь в мировом балете кипит: там с триумфом идут "Лебединое озеро", "Баядерка" и "Жизель", а бесперебойный конвейер штампует все новые шедевры Ноймайера, Килиана, Матса Эка и Форсайта. На самом деле весь балетный мир уже лет десять кричит о кризисе - новые идеи не рождаются, а пачки, перья и фуэте публике давно надоели. Даже лебедей в мужском обличье и наркоманку Аврору, пока еще шокирующих в России, на Западе называют устаревшей рухлядью. В поисках дефицитных идей руководители компаний всех рангов - от парижской Оперы до неведомого миру Балета Далласа - ежегодно устраивают вечера хореографов-дебютантов. В России до недавнего времени крупным труппам рисковать не приходилось: они спокойно жили дивидендами со спектаклей Петипа. Однако, чтобы войти в цивилизованное балетное общество, нужно разделять его проблемы. Поэтому Мариинский театр, наиболее активно продвигающийся на западный рынок, срочно включил в свой репертуар вечер балетов современных хореографов.
В программке их оказалось целых пять, с обширными биографиями, набранными убористым шрифтом. Хорошо знакомый Кирилл Симонов - танцовщик Мариинского театра, студент балетмейстерского факультета Академии имени Вагановой, лауреат двух балетмейстерских конкурсов, постановщик "Щелкунчика" в Мариинке и "Сонаты" в Новосибирском оперном. Светлана Ануфриева - выпускница Петербургской академии культуры и Петербургской консерватории, "засветившаяся" на нескольких петербургских конкурсах хореографов, обладательница приза конкурса "Майя" за лучший номер современной хореографии. Индре Рейнхолде, окончившая Петербургскую академию культуры и участвовавшая в нескольких программах петербургских хореографов. Владимир Ангелов - болгарин, живущий в США, чьи номера неизменно присутствуют в программе балетных конкурсов, кочуют из концерта в концерт в Австрии, Канаде, Франции, Германии, Греции, Японии. Итальянец Джулиано Пепарини - в недавнем прошлом ведущий солист Марсельского балета, несколько лет являющийся ассистентом хореографа-классика Ролана Пети. При ближайшем рассмотрении различий у молодых хореографов не нашлось. В наши дни можно родиться хоть в Петрозаводске, хоть в Риме. Везде можно посмотреть бразильские сериалы про неустроенную личную жизнь. Везде можно купить компакт-диски Шопена, Мендельсона, Блоха, Мартынова и нарезку из Альбана Берга, Курта Вайля, Александра Цемлинского и Эриха Вольфганга Корнгольда. Везде есть видеомагнитофоны - спектакли Баланчина, Роббинса, ван Манена, Ноймайера и Пети можно выучить наизусть, не выходя из дому, затем смешав куски того, другого и третьего под собственной маркой. Можно все и всем. Не ясно только, зачем это нужно Мариинскому театру.