Балетный инкубатор

Молодые хореографы опробовали сцену Мариинки

Мариинский театр показал программу пяти одноактных балетов, поставленных молодыми хореографами для петербургских артистов. Это первый опыт подобного рода, но театр собирается сделать такие концерты регулярными. Безвылазно сидя в России, кажется, будто жизнь в мировом балете кипит: там с триумфом идут "Лебединое озеро", "Баядерка" и "Жизель", а бесперебойный конвейер штампует все новые шедевры Ноймайера, Килиана, Матса Эка и Форсайта. На самом деле весь балетный мир уже лет десять кричит о кризисе - новые идеи не рождаются, а пачки, перья и фуэте публике давно надоели. Даже лебедей в мужском обличье и наркоманку Аврору, пока еще шокирующих в России, на Западе называют устаревшей рухлядью. В поисках дефицитных идей руководители компаний всех рангов - от парижской Оперы до неведомого миру Балета Далласа - ежегодно устраивают вечера хореографов-дебютантов. В России до недавнего времени крупным труппам рисковать не приходилось: они спокойно жили дивидендами со спектаклей Петипа. Однако, чтобы войти в цивилизованное балетное общество, нужно разделять его проблемы. Поэтому Мариинский театр, наиболее активно продвигающийся на западный рынок, срочно включил в свой репертуар вечер балетов современных хореографов.

В программке их оказалось целых пять, с обширными биографиями, набранными убористым шрифтом. Хорошо знакомый Кирилл Симонов - танцовщик Мариинского театра, студент балетмейстерского факультета Академии имени Вагановой, лауреат двух балетмейстерских конкурсов, постановщик "Щелкунчика" в Мариинке и "Сонаты" в Новосибирском оперном. Светлана Ануфриева - выпускница Петербургской академии культуры и Петербургской консерватории, "засветившаяся" на нескольких петербургских конкурсах хореографов, обладательница приза конкурса "Майя" за лучший номер современной хореографии. Индре Рейнхолде, окончившая Петербургскую академию культуры и участвовавшая в нескольких программах петербургских хореографов. Владимир Ангелов - болгарин, живущий в США, чьи номера неизменно присутствуют в программе балетных конкурсов, кочуют из концерта в концерт в Австрии, Канаде, Франции, Германии, Греции, Японии. Итальянец Джулиано Пепарини - в недавнем прошлом ведущий солист Марсельского балета, несколько лет являющийся ассистентом хореографа-классика Ролана Пети. При ближайшем рассмотрении различий у молодых хореографов не нашлось. В наши дни можно родиться хоть в Петрозаводске, хоть в Риме. Везде можно посмотреть бразильские сериалы про неустроенную личную жизнь. Везде можно купить компакт-диски Шопена, Мендельсона, Блоха, Мартынова и нарезку из Альбана Берга, Курта Вайля, Александра Цемлинского и Эриха Вольфганга Корнгольда. Везде есть видеомагнитофоны - спектакли Баланчина, Роббинса, ван Манена, Ноймайера и Пети можно выучить наизусть, не выходя из дому, затем смешав куски того, другого и третьего под собственной маркой. Можно все и всем. Не ясно только, зачем это нужно Мариинскому театру.