В поисках Клондайка

Сертификация качества становится весомым оружием отечественных предприятий в конкурентной борьбе

За последние годы количество российских предприятий, получивших сертификаты качества семейства ISO 9000 или его национальной версии ГОСТ-Р, резко возросло. По данным комитета экономического развития, промышленной политики и торговли администрации Петербурга, в общей сложности такие сертификаты получили около 100 предприятий города.

Более того, большинство предприятий, однажды прошедших сертификацию, единственным сертификатом не ограничилось. В результате некоторые организации могут продемонстрировать до 10 сертификатов, полученных в различных сертификационных компаниях. Это увлечение отечественных производителей объясняется сразу несколькими мотивами.

Входной билет

Первым и самым веским мотивом сертификации в таких международно признанных сертификационных обществах, как Bureau Veritas Quality International (Франция), Det Norske Veritas (Норвегия), Lloyds Register Quality Assurance Ltd. (Великобритания), SGS (Швейцария), KEMA (Голландия), TUF CERT (Германия) или Российский морской регистр, является выход на международный рынок. Дело в том, что отсутствие сертификата одного из этих обществ автоматически исключает предприятие из списков участников в большинстве зарубежных тендеров.

Кроме того, получив сертификат, топ-менеджеры предприятия приобретают заветный входной билет на международный рынок, а также представление об эффективности собственной системы управления предприятием. Так что результатом сертификации может стать не только увеличение портфеля заказов, но и структурная перестройка всей системы управления организацией.

Примечательно, что оценкой результативности внедренных систем управления качеством на предприятиях делятся неохотно, объясняя это тем, что в большинстве случаев сертификат лишь фиксирует достижения в этом направлении, а не подтягивает качество.

Принципиально изменить ситуацию, по мнению экспертов, может новая версия стандартов ISO, которая кардинальным образом меняет подход к проблеме управления качеством. В данном случае речь идет о распределении ответственности во всей производственной цепочке - от топ-менеджера до рядового исполнителя. Кроме того, идеология нового семейства ISO заставляет предприятие и стабильно поддерживать заданный уровень качества, и постоянно совершенствовать и корректировать свои бизнес-задачи. И судя по тому, что пока отечественные предприятия предпочитают сертифицироваться по прежним версиям, уверенность нынешних руководителей в своих силах не так велика, как их желание выглядеть в глазах общественности новаторами.

Начало большого пути

Конец эпохи формального подхода к качеству, который практиковался в социалистические времена отделами технического контроля и государственной приемной комиссией, завершился одновременно с переходом от плановой к рыночной экономике. Тогда же стало ясно, что для выживания необходимо принципиально перестроить систему управления организацией вне зависимости от формы собственности и сферы деятельности. Одним из существенных и заметных достижений в этой области стало появление понятия менеджмента качества.

Тем не менее поначалу стремление получить международный сертификат качества было скорее данью моде либо проистекало под воздействием внешних обстоятельств (требование зарубежных партнеров), чем внутренним осознанием такой потребности. На ЛМЗ первый сертификат качества ISO 9001 получили еще в 1993 году в немецкой сертификационной компании TUF CERT, и только после того, как немецкий партнер завода - фирма Siemens поставила одним из условий при создании совместного производства наличие такого документа. Точно так же, по требованию иностранных партнеров, были получены первые сертификаты в начале 90-х годов ОАО "Завод турбинных лопаток" и ОАО "Электросила". Для крупных промышленных предприятий, активно работающих на западных рынках, получение сертификата было не что иное, как входной билет в международный бизнес. В то же время сертификат для этих заводов в большинстве случаев был лишь задокументированным подтверждением качества выпускаемой продукции в глазах потенциальных клиентов. "Сертификация - это не что иное, как формализация и закрепление того уровня, который обеспечивался и обеспечивается на нашем предприятии", - считает директор по качеству ОАО "Электросила" Сергей Алесюк. При этом затраты на сертификацию окупаются уже в среднесрочной перспективе. Например, "Электросиле" удалось за 2001 год увеличить объем выпускаемой продукции на 40%, и, как утверждает Сергей Алесюк, набрать такой портфель заказов без сертификатов было бы практически невозможно.

Что же касается оценки эффективности внедренных систем управления качеством, то статистика, относящаяся к этой проблеме, как правило, подпадает под определение коммерческой тайны вместе с суммами расходов на подготовку к сертификации и получение сертификата. Так, директор по управлению качеством ОАО "Ленинградский Металлический завод" Алексей Рябинин уверен, что затраты на создание, поддержание и развитие системы управления качеством на предприятии, занятом производством крупного энергетического оборудования, несопоставимы с размером убытков, которые завод может понести при невыполнении условий контракта. В то же время, по мнению Сергея Алесюка, система управления качеством позволяет более полно анализировать недостатки и их истоки в работе практически каждого подразделения, включенного в производственный процесс, что значительно снижает количество замечаний, зафиксированных внутри системы. В результате при значительном росте объемов производства на "Электросиле" число внутренних рекламаций изготавливаемых узлов находится на уровне 1%-3%, что считается очень неплохим показателем.

К тому же сертификация предприятия автоматически отражается на реестре поставщиков организации. По словам директора по качеству ОАО "Завод турбинных лопаток" Авенира Савинова, сертификат, полученный в свое время от TUF CERT, поставил работу коммерческого управления завода на принципиально иные рельсы. Теперь поставщики предприятия отбираются исходя из результатов его сертификации: отсутствие сертификата может привести к тому, что предприятие будет исключено из реестра потенциальных поставщиков. Особенно важен этот критерий для поставщиков металла.

За общественное признание

Если мотивы сертификации для крупных экспортеров прозрачны, то в стремлении предприятий пищевой отрасли пройти сертификацию далеко не все так понятно, и желание работать на внешнем рынке занимает среди мотиваций далеко не первое место. Зачастую здесь идет речь о моральном долге перед потребителем и о заделах на весьма долгосрочную перспективу.

Например, пивоваренная компания "Балтика" пришла к сертификации по международным стандартам качества ISO 9000 весьма нетрадиционным путем. По словам начальника сектора качества, стандартизации и сертификации этой пивоваренной компании Бориса Баграмова, элементы процессного подхода, характерного для новой версии стандартов ISO 9000, были внедрены на заводе в 1997 году в ходе подготовки предприятия к конкурсу правительства России в области качества. А после того как "Балтика" стала его лауреатом, было принято решение о сертификации, и на заводе вплотную занялись разработкой необходимой документации. В октябре 1999 года был получен сертификат системы ГОСТ-Р в "ТЕСТ - Санкт-Петербург", в декабре 1999 года - сертификат в классической версии стандарта ISO 9000 в Российском государственном морском регистре судоходства, а в марте 2000 года - в Lloyds Register Quality Assurance Ltd.

При этом основным мотивом сертификации, как утверждает Борис Баграмов, стал долг завода, производящего около 5 млн бутылок пива в день, перед своими потребителями. "Парадокс, но сегодня из-за недостаточной рекламы и информации большинство потребителей не имеют ни малейшего представления о том, какие результаты приносит внедрение этой системы. Это показательно только для специалистов и конкурентов, но мы работаем для улучшения качества, и это наш общественный долг", - считает Борис Баграмов. К тому же сертификат в этом случае подтверждает, что качество продукции завода не случайно и стабильно. Что же касается точки зрения на сертификат как на своеобразный входной билет на международные рынки, то на "Балтике" не так категоричны в этом вопросе. По мнению Бориса Баграмова, на рынок выходят все, но для потребителя и для того, чтобы дать продавцу козырь в борьбе за клиента, сертификат играет немаловажную роль. Таким образом, сертификат в пищевой промышленности приобретает более явный статус орудия в конкурентной борьбе.

В то же время в компании "Дарья" сертификат, полученный в 2001 году, в Bureau Veritas Quality International (BVQI) расценивают как "входной билет в мир признанного качества и доверия потребителей". По словам директора по коммуникациям компании "Дарья" Самвела Аветисяна, одним из мотивов сертификации стало желание сделать процесс производства стабильным и максимально независимым от человеческого фактора.

Аналогичной позиции придерживается и генеральный директор пивоваренного завода "Вена" Бэрри Маршалл: "Компания может давать своей продукции и уровню сервиса сколь угодно лестные оценки путем агрессивной рекламы или PR-кампании, но гораздо лучше, когда ваше собственное мнение подтверждается мнением независимых экспертов".

Не менее изобретательны в мотивации сертификации на петербургском заводе "Кока-Кола". Помимо уверенности в том, что сертификат обеспечит предприятию выход на зарубежные рынки и это автоматически позволит увеличить объемы реализации, в руководстве завода уверены, что он позволит усилить "приверженность к продукции и услугам компании со стороны потребителей" и "повысит уровень мотивации и удовлетворенности персонала организации". Насколько оправданны эти ожидания, покажет время, поскольку с момента сертификации, которая завершилась в ноябре прошлого года, прошло не так много времени.

Еще одним мотивом для внедрения на предприятиях стандартов качества стало желание руководителей повысить капитализацию своих компаний через совершенствование их системы управления. Большинство менеджеров по качеству в один голос утверждают, что внедрение системы управления качеством играет немаловажную роль в совершенствовании системы управления. Так, по мнению Алексея Рябинина, в процессе подготовки всей необходимой для сертификации документации уточняются функции, полномочия, роль отдельных подразделений и сотрудников. "Речь может идти о применении полученных результатов при решении задач реинжиниринга бизнес-процессов всего предприятия и об увеличении эффективности производства", - утверждает он. "Сертификат - это не самоцель, а логическое завершение работы по усовершенствованию бизнеса. Тенденция слияния системы управления качеством и системы управления бизнесом, наметившаяся в последнее время, нашла свое отражение в новой версии стандарта, предусматривающей процессный подход", - считает ведущий специалист сертификационной компании Det Norske Veritas (DNV) Игорь Уманский.

Мы выбираем - нас выбирают

Что же касается стремления предприятий к коллекционированию сертификатов, то оно напрямую зависит от стратегических планов компании. По словам директора по качеству ОАО "Завод турбинных лопаток" Авенира Савинова, количество сертификатов напрямую зависит от планов компании в той или иной части света. К тому же, как считает Борис Баграмов, количество сертификатов положительно сказывается на имидже предприятия в глазах его потенциальных партнеров.

К примеру, петербургская компания - производитель программного обеспечения "Рексофт", получившая сертификат ISO еще в 2000 году, в этом году планирует получить сертификат качества по американскому стандарту СММ (Capability Maturity Model). В "Рексофте" уверены в эффекте, так как СММ - это высший пилотаж в области стандартов качества среди разработчиков программного обеспечения.

Чаще же всего предприятия вынуждены тратить немалые средства на сертификацию (цена зависит от размера компании и составляет от 1000 до 30 000 долларов) в различных фирмах только потому, что вопрос признания сертификата в той или иной стране весьма запутан. В идеале мировая практика сертифицирования подразумевает, что предприятие, желающее работать на рынке определенной страны, проходит сертификацию не только в национальном стандарте, но и в аккредитованной сертификационной компании. Так, например, в России статус национальной версии стандартов ISO 9000 имеет ГОСТ-Р. Сертификаты на соответствие этому стандарту систем управления качеством в Петербурге можно получить в 80 компаниях (наиболее крупные: "ТЕСТ - Санкт-Петербург", Российский морской регистр, ВНИИС, ВНИИНМаш и т.д.). Правда, все эти сертификаты практически не имеют международного признания. Исключением можно считать только сертификат Российского морского регистра, который аккредитован в различных странах мира. По словам заместителя начальника службы сертификации систем управления Российского морского регистра Олега Марцынковского, в зависимости от потребностей клиентов Морской регистр в состоянии обеспечить им не только международно признаваемый сертификат, но и документ, легитимный в системе ГОСТ-Р или в системе "Оборонсертификат", принадлежащей Минэкономики, или в системе "Военный регистр" Минобороны.

При этом безусловный лидер среди отечественных сертифицирующих организаций "ТЕСТ - Санкт-Петербург" выдает сертификаты пока только системы ГОСТ-Р и, параллельно через своих партнеров в Италии и Германии, сертификат в международной системе IQNET, признаваемый в 23 странах мира. При этом, по словам начальника отдела сертификации "ТЕСТ - Санкт-Петербург" Оксаны Бабичевой, к середине этого года "ТЕСТ" станет полноправным членом международной организации по сертификации IQNET и сможет напрямую выдавать сертификаты международного признания.

ГОСТ не всем подходит

Стремление большей части предприятий пройти сертификацию в международных сертификационных обществах, таких как Bureau Veritas Quality International (Франция), Det Norske Veritas (Норвегия), Lloyds Register Quality Assurance Ltd. (Великобритания), SGS (Швейцария), KEMA (Голландия), TUF CERT (Германия), связано с тем, что сертификаты этих компаний имеют признание исключительно в странах их аккредитации. Некий компромисс в этом случае - схема двойной сертификации, когда сертификат одной национальной компании признается аналогичной компанией в другой стране. А до тех пор, пока Госстандарт не выдал ни одной аккредитации, а российские сертифицирующие органы только набирают вес в международных кругах, предприятия вынуждены сертифицироваться в порядке очереди и в "ТЕСТ - Санкт-Петербург", и в Морском регистре, и в DNV, и в TUF CERT, и в SGS, и в BVQI. При этом выбор сертифицирующего органа напрямую зависит от сферы деятельности организации.

Так, выбор Lloyds Register Quality Assurance Ltd. "Балтикой", по словам Бориса Баграмова, был обусловлен тем, что это единственная компания, которая дополнительно к требованиям стандарта ISO разработала совместно с 12 компаниями по контролю за качеством в пищевой отрасли Великобритании дополнительные условия сертификации предприятий пищевой отрасли. К тому же именно аудиторы Lloyds сертифицировали практически все мировые пивоваренные компании. Точно так же TUF CERT является признанным авторитетом в машиностроении (сертифицировал предприятия концерна "Силовые машины"), а DNV - в логистике и транспорте.

Специалисты считают, что по мере роста отечественной экономики и более широкой интеграции российских предприятий в международное разделение труда будет расти и интерес к сертификации у петербургских компаний. При этом подъем ожидается не только непосредственно на рынке сертификации, но и в области специализированного консалтинга. Дело в том, что переход на новую версию стандартов ISO потребует привлечения сторонних специалистов, и это понимают разработчики стандарта. По крайней мере в комитете 176 ISO готовится проект документа об аккредитации консультантов по качеству при сертифицирующих фирмах.

Санкт-Петербург