В начале сентября состоялась официальная церемония открытия Клайпедской свободной экономической зоны (СЭЗ). На ее создание ушло целых 5 лет. Председатель правления предприятия по управлению СЭЗ Повилас Василяускас заявил на пресс-конференции, что он рад тому, что те, кто называл клайпедский проект "мертвой идеей", ошиблись.
Действительно, еще несколько лет назад Клайпеда и не пыталась претендовать на роль первопроходца в "зоностроительстве": по всем раскладкам лидировал шяуляйский проект с его бывшим военным аэродромом Зокняй. Казалось, что бойчей идут дела и у Каунасской СЭЗ. Однако все повернулось иначе: шяуляйский проект загубили военные, оттяпав себе часть аэродрома, а в Каунасе проект забуксовал на неопределенное время из-за того, что муниципальные власти просто не находят средств для выкупа земли у многочисленных собственников участков, расположенных в отведенных для зоны границах. В целом же столь долгим "хождениям по мукам" (впервые о СЭЗ заговорили в 1991 году) способствовало подспудное сопротивление литовских политиков и бюрократии, которым сама эта идея была не по душе.
Из-за волокиты было потеряно немало интересантов. Тем не менее процесс уже пошел: датская фирма A.Espersen A/S, арендовавшая 3 га земли, уже приступила к строительству рыбоперерабатывающего предприятия на 250 рабочих мест.
Правовой статус Клайпедской СЭЗ определен специальным законом, который, согласно положению общего закона о СЭЗ, издается применительно к каждому проекту. По утверждению Повиласа Василяускаса, распространяющиеся на СЭЗ налоговые льготы не будут препятствовать вступлению Литвы в ЕС, поскольку их уровень укладывается в лимит помощи, которую имеет право оказывать государство.
Вильнюс