Заметное в последние годы увеличение оборотов сельской потребительской кооперативной торговли позволяет говорить о явном росте доходов жителей сел российского Северо-Запада. Об этом же свидетельствует и анализ динамики объемов продаж по отдельным товарным группам - селяне покупают все больше качественных продуктов питания, а также непродовольственных товаров (одежды, бытовой техники). Хотя ситуация в регионах разная, налицо общий рост сельского рынка потребительских товаров. Это значит, что он становится все более привлекательным для бизнеса и вскоре следует ожидать прихода туда серьезных торговых компаний.
Индикаторы
В 90-х годах прошлого века экономический рост в России касался главным образом городской части страны. На селе экономических успехов достигали разве что промышленные предприятия (в том числе производящие сельскохозяйственную продукцию). В силу своей малочисленности они, однако, мало влияли на общий уровень благосостояния сельских жителей, который был значительно ниже, чем в городах, да к тому же практически и не рос. Низкий платежеспособный спрос, малая (по сравнению с городами) концентрация населения, большие расстояния между населенными пунктами, плохие дороги - все эти факторы препятствовали развитию рынка потребительских товаров, и он был малопривлекательным для торговых компаний.
Однако в последние два-три года ситуация начала меняться. Торговые обороты областных союзов потребительской кооперации стали заметно расти, а значит, растет и рынок потребительских товаров. Этот вывод корректен, так как частный бизнес на сельские рынки пока не идет, и для многих крестьян потребкооперация является основным поставщиком товаров, а для жителей труднодоступных деревень - и вообще единственным. Так что по ее оборотам вполне можно судить о состоянии самого рынка.
В крупных селах есть, конечно, и частные магазины (а также ларьки, лотки и т.п.). Но работают они, как правило, эффективнее, чем потребкооперация, вынужденная поддерживать множество убыточных направлений. Это значит, что нарастить свои обороты потребсоюзы могут не путем переманивания покупателей у частной торговли, а главным образом за счет общего роста покупательского спроса, свидетельствующего об увеличении доходов сельских жителей. Поэтому рост оборотов потребкооперации и здесь служит индикатором динамики потребительского рынка.
Такими индикаторами являются также данные о структуре потребления селян и об объемах закупок у них сырья и сельхозпродукции (это второе направление деятельности потребсоюзов). Анализ всех этих данных позволяет делать более или менее надежные выводы о состоянии платежеспособного спроса на потребительские товары, определяемого уровнем доходов сельского населения. А сравнение данных по разным областям позволяет выявить региональную специфику.
Покупают больше
По сравнению с 1999 годом (рост оборотов потребкооперации в большинстве областей стал явным в 2000 году) наибольшая динамика наблюдается сейчас в Новгородской, Архангельской и Ленинградской областях. Так, в деревнях Ленинградской области товарооборот к 2002 году вырос в 22 раза по сравнению с объемами 1999 года, то есть, по сути, кооперация возродилась почти с нуля. В Архангельской области обороты потребкооперации за тот же период выросли в три раза. Однако по абсолютной величине самый большой рынок - в Псковской области. Вологодский, занимающий второе место, - на 15% меньше.
Особняком стоит Мурманская область - по-видимому, единственная, где по оборотам потребкооперации нельзя судить о состоянии негородского рынка. Дело в том, что деревень в этом заполярном крае очень мало. Есть небольшое количество рыбацких поселков и довольно много военных поселений. Последние раньше обслуживал военторг, но эта система давно не действует. Сейчас там расплодилась частная торговля, успешно конкурирующая с потребкооперацией. Оборот кооперативной торговли в Мурманской области примерно в 10 раз меньше, чем в других регионах Северо-Запада. Однако объем негородского потребительского рынка там не такой уж маленький.
Практически во всех областях одновременно с общим ростом потребления наблюдаются сдвиги его структуры, соответствующие росту доходов. Когда население начинает жить лучше, оно первым делом меняет структуру своей продовольственной корзины. Начинается рост во всех регионах одинаково: в группе продовольственных товаров снижается доля так называемых товаров низкого качества (хлеб, картофель, макаронные изделия, крупы) и увеличивается доля более дорогих продовольственных товаров. Псковская, Новгородская и Ленинградская области прошли этот этап в 1999-2000 годах, Республика Коми и Архангельская область - в 2001-2002 годах.
Так, доля продажи хлеба и хлебобулочных изделий в товарообороте Архангельского облпотребсоюза сократилась за 2002 год с 26 до 14,4%. В Новгородской области она составляет уже 2,2%. Если до 1999 года потребление мясопродуктов, молокопродуктов, жиров, консервов, кондитерских изделий, чая, сыра, пива, сахара сокращалось, то в последующие годы наметился его стабильный рост. Например, в Карелии, где данная тенденция появилась позже всего (только в 2002 году), потребление растительного масла выросло за год на 65%. В целом же по региону темпы увеличения товарооборота по этим группам товаров составили от 20 до 80%.
При дальнейшем росте доходов населения на первый план выходит другая тенденция: увеличение доли непродовольственных товаров в объеме продаж. В теории это должно происходить только после того, как население улучшит свой пищевой рацион. Но в деревне все по-другому. Особых проблем с едой там нет. Поэтому доля непродовольственных товаров в объеме продаж увеличивается одновременно с долей дорогих пищевых продуктов.
Например, в Республике Коми за 1999-2002 годы удельный вес непродовольственных товаров в товарообороте вырос с 14 до 23%, в Архангельской области за один 2002 год - с 14 до 18%. Товары, по которым наблюдается рост, - это прежде всего одежда, трикотаж, обувь, мыло, синтетические моющие средства, посуда всех видов, табачная продукция. В Мурманской области и Карелии данная тенденция пока проявляется слабо - рост доли непродовольственной продукции составил соответственно 0,6 и 2,6%. В то же время по отдельным группам товаров резкий рост наблюдался и там. Например, в Мурманской области стали покупать на треть больше одежды, в полтора раза больше кожаной обуви.
Вообще, в группе непродовольственных товаров намечается расширение ассортимента и увеличение потребления на селе товаров длительного пользования. У многих семей впервые за 10-15 лет появилась возможность купить холодильник, телевизор, стиральную машину. Особенно это заметно в Республике Коми. В Мурманской области, по данным областного правительства, в 2002 году куплено на 10% больше легковых автомобилей и на 7% больше ювелирных украшений. В Архангельской области облпотребсоюз впервые начал торговать ювелирными изделиями, строительными товарами, печатной продукцией. Богатые облпотребсоюзы в минувшем году резко увеличили объем и ассортимент оказываемых услуг (например, Псковский облпотребсоюз - в 2,2 раза).
Бизнес придет
Структура потребления на селе, таким образом, меняется именно так, как она и должна меняться при увеличении доходов населения. Кроме потребления, об улучшении уровня жизни сельских жителей свидетельствует и то, что кооперативы стали больше закупать у них сырья и сельскохозяйственных товаров. Эти закупки - один из источников доходов жителей села, а иногда и самый главный. Особенно много людей живет этим бизнесом в Псковской, Вологодской, Ленинградской и Новгородской областях. Так, в Коми объем закупок у населения за минувшие три года вырос почти втрое, в Архангельской области - в полтора раза. Все это позволяет с высокой степенью достоверности судить об увеличении доходов крестьян, а значит, и о потенциальной возможности прихода в глубинку частного торгового бизнеса.
Конечно, надо иметь в виду, что объем потребительского спроса хоть и главный, но все же не единственный фактор привлекательности рынка для бизнеса. Для обеспечения нормальной доходности необходим не слишком высокий уровень затрат. А вот с этим у сельских рынков большие проблемы. Например, в Архангельской области 57% деревень, которые сейчас обслуживает потребкооперация, насчитывают менее 20 жителей. Похожая ситуация в Псковской и Вологодской областях. Во многие районы просто трудно добраться. Чем мельче населенный пункт и чем дальше он от райцентра, тем сложнее организовать там прибыльную торговлю. Сейчас такие деревеньки (да и то далеко не все) обслуживаются облпотребсоюзовскими автолавками (магазинами на колесах), убытки которых (их деятельность явно нерентабельна) покрываются госдотациями и прибылью от других видов деятельности потребкооперации.
Ясно, что в ближайшее время бизнес туда не пойдет. Ему придется ограничиться более крупными и близкими к райцентрам селами, где люди стали больше зарабатывать и меньше тратить деньги на водку (ее доля в объеме сельского потребления заметно снижается уже три года подряд), предпочитая покупать все больше дорогих, качественных товаров.
Санкт-Петербург