Чисто питьевая

Предложение купить воду для питья мы уже не воспринимаем как бред. Но разобраться в том, что же находится в соответствующих емкостях, - занятие весьма полезное

Руководитель одной из компаний, работающих на петербургском рынке питьевой воды, рассказал такую историю. Около 10 лет назад он открыл предприятие по добыче и фасовке воды из артезианской скважины и решил поставлять ее в розничную торговую сеть Петербурга. Когда предприниматель принес образцы своей продукции в универсам, посмотреть на него сбежался чуть ли не весь персонал торговой точки. Сотрудники не могли понять, кто перед ними - авантюрист или ненормальный, если ему в голову пришла идея продавать то, что есть бесплатно в любом водопроводном кране. С тех пор кое-что изменилось. Сегодня непонятной может показаться скорее привычка пить воду из-под крана. Опасные связи

Дело не в том, что мы когда-то пребывали в убеждении, будто наша питерская H2О если и не самая лучшая, так уж как минимум "второе место в мире занимает". Просто мы не знали, что водопроводная вода опасна для здоровья и подходит только для технического использования: полы помыть, белье постирать. Даже ученые в нашей стране до середины 70-х годов XX века не считали, что пить хлорированную воду вредно. Но в ходе ряда исследований выяснили, что соединения, которые образуются в результате хлорирования, влияют на рост онкологических заболеваний в стране. Медицина конкретизирует: употребление хлорированной воды повышает риск онкологических заболеваний в 5-15 раз. Но из двух зол приходится выбирать наименьшее: что было бы без хлорки, и представить страшно. Ведь даже в хлорированной воде может содержаться свыше 2100 загрязняющих компонентов неорганического и органического происхождения, в том числе радиоактивные вещества, соединения свинца и опасные паразиты. "Водоканал" последнее время рапортует о внедрении новых методов очистки воды, но пока речь идет не обо всех районах; кроме того, прежде чем наша вода достигнет крана, она пройдет через множество труб, которые пребывают не в самом лучшем состоянии. Так что впору назвать водопроводную жидкость не водой, а "химически-бактериологическим составом".

Классификация

Есть альтернатива - покупать чистую питьевую воду. Сегодня на петербургском рынке ее продают 32 компании, хотя еще пять-шесть лет назад продавцов чистой воды можно было пересчитать по пальцам одной руки. Требования контролирующих органов к производителям и продавцам этого товара весьма жесткие, и в торговую сеть должна попадать только сертифицированная, безопасная для здоровья человека вода. Но кроме общего свойства - безопасности для здоровья, фасованная вода разных производителей имеет и отличительные признаки. У специалистов принято подразделять питьевую воду на два класса - первый и высший. К классу "премиум" (высшему) относится вода, добытая из артезианских скважин, находящихся не менее чем в 50 км от городской черты, и там же, на месте добычи, расфасованная. Артезианские скважины, из которых можно добывать воду для питьевых целей, официально зарегистрированы в Государственном водном реестре. Считается, что вода в них очень чистая, а ее минеральный состав оптимально сбалансирован природой. Характеристикам продукта первой категории соответствуют так называемая "вода глубокой очистки" и та, что добыта из артезианских скважин, но расфасована на удаленном от места добычи производстве. Большинство производителей сегодня специализируются на выпуске воды первого класса. Да и появились заводы глубокой очистки на рынке питьевой воды первыми несколько лет назад. Из каких источников эта вода получена и какой способ обработки прошла, граждан тогда не особенно волновало. Сегодня уровень информированности среднего потребителя стал выше, люди все чаще покупают воду из артезианских источников. Хотя, как уже говорилось, вода первой категории тоже полностью соответствует потребностям человеческого организма. У специалистов, как всегда, есть особое мнение - на вопрос о том, какая вода нам нужна, они отвечают, что дело не только в том, очищенная она или артезианская. Главное, что оптимальной для организма человека является вода, в которой содержание минеральных веществ соответствует природно-географическим и климатическим особенностям региона проживания. Проще говоря, пить надо воду той географической местности, в которой живешь.

Источники

Название "премиум" говорит само за себя - этот класс является самым высоким. А почему он считается таковым, можно понять, если рассмотреть условия производства продукта обоих классов. Воду "премиум" добывают и фасуют следующим образом. На артезианских скважинах устанавливают специальное оборудование, которое обеспечивает добычу и фасовку воды. Физическое участие человека в производственном процессе сведено к минимуму - большую часть операций выполняет автоматика. Расфасованный продукт привозят в Петербург, где он поступает в торговую сеть и доставляется корпоративным и частным клиентам.

Вода первого класса проходит иную технологическую цепочку. Начнем с того, что если ее добывают в артезианской скважине, а фасуют на удаленном производстве, следовательно, какое-то время она проводит в пути. Воду перевозят в промежуточной таре, обычно в цистернах. Считается, что перевозка несколько снижает потребительские качества, именно поэтому такой продукт соответствует первому классу, а не классу "премиум". Не зря во всех странах Европы государственные стандарты предъявляют производителям жесткие условия: вода должна быть разлита на том самом месте, где была добыта. У нас пока что на этот счет строгих правил нет. Российские стандарты обязывают производителя указывать на этикетке месторасположение скважины, а сообщать о том, что разливали ее по другому адресу, - не обязывают. Только рекомендуют.

Российские ГОСТы называют еще один возможный источник получения "сырья" для производства питьевой воды первого класса - "централизованный", то есть водопровод. Понятно, что субстанция, поступающая из водопровода, нуждается в целом ряде профессиональных манипуляций, иначе считать ее питьевой водой может только погибающий от жажды. Существует два варианта таких манипуляций. Первый красиво называется "методом обратного осмоса" и заключается в том, что воду доводят почти до состояния дистиллированной, извлекая из нее все вредные и все полезные для человека элементы, а затем добавляют прописанное нормативами количество необходимых веществ. Второй способ - очистка воды от вредных примесей с помощью мощных фильтров. Производителям рекомендуется приводить на этикетке сведения о том, что вода прошла глубокую очистку, но жесткого требования нет.

Между строк

И все же по этикетке можно понять многое. Прежде всего, кое-какую обязательную информацию производители все же должны на этом маленьком ярлычке указывать. Эта обязательная информация включает в себя: название воды, название торговой марки, сведения о химическом составе (основные элементы), номер скважины (если она есть), адрес производителя, срок годности, рекомендации по хранению, штрих-код. Встречающиеся на этикетках определения типа "родниковая", "ключевая", "ледниковая" и пр. не означают, что ради получения данной воды вычерпали какой-нибудь ни в чем не повинный родник или ключ или растопили ледник. По этим эмоциональным эпитетам скорее можно сделать вывод, что перед нами добрая старая H2O первого класса. Потому что если вода не только добыта из артезианской скважины, но и расфасована на месте, производитель не преминет обнародовать этот факт с помощью этикетки. И тогда на ней укажут не только номер скважины. Обязательно будут совпадать два адреса - место добычи и место расфасовки воды. В любом другом случае можно не сомневаться, что вода либо расфасована вдали от артезианского источника (если на этикетке имеется номер скважины), либо "добыта" из водопровода и дополнительно очищена.

Этикетка - явление, относящееся к товару в рознице. Но не все продавцы реализуют воду через розничную торговую сеть. Многие организуют сбыт исключительно путем доставки в офисы и квартиры, причем таких продавцов - большинство. Это не говорит о том, что их вода лучше или, наоборот, не слишком хороша. А означает только, что фирма предпочла именно такую сбытовую политику.

Ресурсы на дом

У "розничной" воды есть небольшой недостаток - упаковки весят 5-6 килограммов, а хватает этого количества "живительной влаги" ненадолго. Момент приближения пустого дна нужно держать на контроле, чтобы не допустить внезапного исчерпания домашних водно-питьевых ресурсов. Многие предпочитают заказывать у фирмы-поставщика доставку воды на дом. Прежде чем подписать договор о поставке, нужно подробно узнать у продавца, какую воду он предлагает. Поинтересоваться, к какой категории она относится, соответственно - где ее добывают и фасуют, как очищают. Посмотреть сертификаты и заключения о химическом составе. (Кстати, копии этих документов поставщик должен вручить при доставке первой партии воды, а если этого не произойдет, ваш продавец нуждается в замене.) Можно даже (если не лень) сдать образец воды на анализ в испытательную лабораторию. Через некоторое время на руки выдадут заключение о качественных характеристиках "проанализированного" продукта.

Наконец, можно попросить производителя устроить мини-экскурсию в то место, где воду добывают и фасуют. Возможность "один раз увидеть", насколько технологично производство потенциального поставщика и в какой степени оно удовлетворяет требованиям гигиены, нередко используют корпоративные клиенты. Но этот метод вполне приемлем и для частных заказчиков. В тех случаях, когда производитель отказывается от приема "гостей", можно предположить недоброе.

Специалисты считают, что между стоимостью чистой воды и ее качеством есть прямая зависимость: чем продукт дороже, тем он качественнее. Считается, что 19 литров "безупречной чистоты" не могут стоить дешевле 4-5 долларов (при увеличении заказа стоимость понижается). Однако новые игроки рынка в борьбе за клиента нередко демпингуют, то есть предлагают качественный товар по заниженной цене.

Количество и время доставки клиент оговаривает с поставщиком заблаговременно. Как правило, по телефону. Фирмы предоставляют услуги по доставке бесплатно при условии, что клиент внесет залог за оборотную тару - 19-литровые бутыли из поликарбоната, в которых ему будут привозить воду.

Полные емкости наклонять трудно, удобнее "добывать" из них воду с помощью специальных помп. Эти устройства предлагают те же компании, которые привозят воду. Иногда - бесплатно (например, в качестве бонуса за большой заказ). Помпу можно купить или же арендовать. Лучше, конечно, убедиться, что она новая: никто не знает, как прежний владелец эту помпу использовал. Есть приспособление еще более удобное, чем помпа, - кулер: из одного крана течет холодная вода, из другого - почти кипяток. Стоят кулеры от 1,5 тыс. до 15 тыс. рублей. Самые дорогие воду не только греют и охлаждают, но и газируют. Двойная экономия получается - на покупке электрочайника, а заодно и сифона. Правда, газированная вода не очень полезна для здоровья, потому что в ней содержится углекислота. Кулер, как и помпу, можно арендовать. Стоимость годовой аренды - где-то половина от цены товара.

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала компании "ГРАЙФ - Вологда" и "Акванорд"

Классы питьевой воды в продаже

Высший (премиум) класс - вода, добытая из природных источников (артезианских скважин), расположенных не менее чем в 50 км от городской черты, и там же, на месте добычи, расфасованная. Артезианские скважины, из которых можно добывать воду для питьевых целей, официально зарегистрированы в Государственном водном реестре. Считается, что вода в них очень чистая, а ее минеральный состав оптимально сбалансирован природой.

Первый класс - продукция, относящаяся к этому классу, бывает двух видов. Первый вид - вода, добытая из артезианских скважин, но расфасованная на удаленном от места добычи производстве. Соответственно, такую воду привозят к месту розлива в цистернах. Второй вид - так называемая "вода глубокой очистки", когда манипуляции производятся с "сырьем" из "централизованного" источника, то есть из водопровода. В последнем случае воду либо очищают от вредных примесей с помощью мощных фильтров, либо доводят почти до состояния дистиллированной, извлекая из нее все вредные и все полезные для человека элементы, а затем добавляют прописанное нормативами количество необходимых веществ.

Марки питьевой воды класса "премиум"

На петербургском рынке, в частности, представлена вода класса "премиум" под брэндами " Хваловская Premium" (производитель и владелец брэнда компания " Хваловские воды"), " Родниковый край. Элитная" и " Родниковый край. Природная" (производитель и владелец брэнда - компания "Родниковый край"), " Аква лайн Премиум" (владелец брэнда - компания "Аква лайн", воду по ее заказу производит "Родниковый край"), " Тамирис" (владелец брэнда - компания "Пятерочка", воду по ее заказу производит "Родниковый край"), " Акванорд" (владелец брэнда - компания "Акванорд", воду по ее заказу производит компания "Европа"), " Прима Аква" (производитель - компания " Мир воды") и др.

Рынок питьевой воды растет невероятно быстрыми темпами: ежегодно он увеличивается на 100%, каждый год появляются новые производители, продавцы воды и брэнды. Так, весной этого года компания Coca Cola начала поставлять в Петербург воду класса "премиум" под брэндом Valser. Это природная минеральная питьевая вода, которая добывается в самом высокогорном источнике мира - в швейцарских Альпах.