Конкурентное преимущество

22 ноября 2004, 00:00
  Северо-Запад

Торговцам некачественным топливом не следует забывать, что у них есть конкуренты.

Информационная открытость даст сбытовые преимущества добросовестным операторам топливного рынка, считает первый вице-президент Российского топливного союза и президент Нефтяного клуба Санкт-Петербурга Олег Ашихмин.

- Как попадает на АЗС некачественный бензин?

- Высокие отпускные цены заводов-изготовителей на ГОСТовские бензины сегодня делают экономически выгодным изготовление топлива по техническим условиям. Компании официально получают разрешение на изготовление такого бензина и его реализацию. Некачественный бензин появляется, когда нарушается технология производства (переборщили с присадками, нарушили процесс компаундирования, срок реализации).

Еще одной проблемой является не предусмотренное технологией использование при изготовлении моторного топлива прямогонного бензина. В свое время было предложение ввести акциз на прямогонный бензин, что сделало бы его применение экономически невыгодным и автоматически сократило бы количество некачественного бензина на рынке. К сожалению, вопрос не решен до сих пор.


Олег Ашихмин

- Кто может эффективнее противодействовать торговле некачественным бензином - государственные органы или организации операторов рынка?

- Если бы существующий механизм государственного контроля работал нормально, этого было бы достаточно. К сожалению, необходимого финансирования сегодня не выделяется, поэтому контрольные органы не могут выполнять свои функции в полном объеме.

Необходимо также учитывать, что мы попали в определенный вакуум - действующие ГОСТы отменят, а технические регламенты еще не разработаны. Есть мнение, что в этой ситуации бизнес должен сам регулировать процесс. Однако не надо забывать, что бизнес существует для того, чтобы получать прибыль, и здесь все зависит от выбора собственников и менеджмента компаний, занимающихся реализацией топлива. Одни посчитают, что прибыли мало, и начнут торговать некачественным бензином. Другие, добросовестные продавцы, будут торговать только качественным топливом. Сбытовые преимущества добросовестный получит только в том случае, если потребитель будет осведомлен о качестве его продукции.

По этому пути пошла Москва. В столице выпустили временное (на период подготовки технических регламентов) постановление правительства города, в котором предусмотрено обязательное наличие на каждой АЗС информационного табло, где должно быть указано, с какого завода поступило топливо, по какому нормативу изготовлено, с какими присадками, с какой нефтебазы и кто владелец. В результате потребитель имеет полное представление о топливе и задействованных в процессе субъектах рынка и может выбирать. Мы считаем это очень эффективным решением.

- Информационная открытость компаний - это должен быть добровольный акт или, как в Москве, необходимо специальное решение правительства?

- На мой взгляд, добровольность в современных условиях может не сработать. Надо обязать бизнес информировать потребителей. Это должен быть закон, причем необходимо предусмотреть контроль за его исполнением. В Москве представители правительства контролируют наличие и правильность информации, а за нарушение полагается штраф. На заседании правительства Санкт-Петербурга скоро будет рассматриваться вопрос качества топлива на АЗС. Мы хотим выступить с соответствующим предложением.

Характерно, что сегодня есть и другие мнения. В частности, предлагается организовать службу контроля качества топлива на деньги городского бюджета, купить три-четыре экспресс-лаборатории. Я сразу сказал, что это не выход. Результаты экспресс-контроля не могут быть основанием для санкций, которые может налагать только нефтяная инспекция. К тому же на следующий день бизнес купит всех контролеров, будет знать график проверок и подготовится к ним наилучшим образом.

- Что же мешает дать информацию потребителю уже сейчас?

- Сегодня этот процесс только начинается, но есть готовность многих компаний начать информирование потребителей. Никто не будет показывать пальцем на других, сам факт открытости делает противоположную позицию уязвимой. Однако если часть бизнеса собирается искать лазейки, вводить потребителей в заблуждение, то им не следует забывать, что у них есть конкуренты, заинтересованные в том, чтобы все нарушения выявить и опять же довести до потребителей. А потребитель пусть выбирает. Это конкуренция, но конкуренция цивилизованная.