Специалисты туристического бизнеса считают, что скоро три туристические L – Landscape-Lore-Leisure (пейзаж, знания, досуг) – составят серьезную конкуренцию трем избитым S – Sun-Sea-Sand (солнце, море, песок). В странах Западной Европы сельский туризм переживает расцвет с 1990-х годов. Вот некоторые цифры: 200 тыс. европейских операторов фермерского и деревенского туризма располагают более 2 млн койко-мест, обеспечивают 500 тыс. рабочих мест, их годовой оборот составляет 26 млрд евро. Один из признанных лидеров этого направления – Италия.
Мода на деревенский отдых быстро распространяется и по Восточной Европе. Так, сельский туризм становится все популярнее в Болгарии, где 60% населения связано с сельским хозяйством. Создаются туристические фермы и в странах Балтии. Сдающиеся в посуточную аренду коттеджи финского типа впервые появились в Ленинградской области в конце 1990-х (правда, на 70-80% дороже, чем в самой Финляндии), а теперь плодятся целыми поселками, в пределах 5-130 км от Петербурга их уже более 50. Так называемые туристские сельские дома в деревнях Ленобласти начали открываться где-то в 2002 году.
Адаптация конформистов
Сегодня в Ленобласти действует около 100 гостевых домиков и количество желающих заняться этим видом бизнеса постоянно увеличивается. Наиболее активно сельский туризм развивается в Выборгском, Гатчинском, Лодейнопольском, Подпорожском, Приозерском и Тихвинском районах области. Специалисты туристического бизнеса отмечают, что у сельских жителей наконец-то появилась мотивация к такого рода предпринимательству. «Удачный опыт приносит свои плоды – наблюдая, как сосед начинает зарабатывать на новом деле, остальные деревенские жители тоже потихоньку подключаются», – констатирует начальник отдела туризма Комитета по делам молодежи, физической культуре и туризму (КФКСТ) правительства Ленобласти Татьяна Гаврилова.
Помимо размещения гостей хозяева сельских домиков начинают придумывать туристические маршруты – от простых пеших прогулок с пикниками до обзорных экскурсий к памятникам истории. Берутся местные жители и за проведение мастер-классов. Так, в доме русского народного творчества «Свояси» в деревне Новоселье Сланцевского района туристов учат делать из соломы обереги домашнего очага. Быстро подключается к процессу обслуживания туристов сельская молодежь. По словам ведущего специалиста Комитета по физкультуре, спорту, туризму и молодежной политике администрации Гатчинского муниципального района Дмитрия Кузьмина, «развитие сельского туризма оказывает воздействие на многие отрасли экономики – торговлю, транспорт, строительство, но в первую очередь на сельское хозяйство. Это вклад в социально-экономическое развитие села, от прямых налоговых платежей за проданный турпродукт до косвенных отчислений смежных секторов экономики. Плюс новые рабочие места, приток инвестиций, развитие инфраструктуры».
Дом в правовом поле
В администрации Гатчинского района считают, что импульсом к развитию сельского туризма в районе послужил конкурс на лучшие гостевые дома, который завершился в феврале 2006 года. В ходе его проведения выявили более 20 самых разных объектов размещения. Рассказывает директор Гатчинского районного информационно-туристского центра Андрей Сыров: «Турист у нас разный: кому-то нужно просто отдохнуть, как на даче, кто-то хочет пожить, как в Европе, в коттедже. У нас было много различных критериев, от удобств на улице до роскошных апартаментов с несколькими санузлами, сауной, русской баней и т.д. Призерами стали три гостевых дома, они получили денежные призовые выплаты от 10 до 40 тыс. рублей. Теперь мы их продвигаем, обеспечиваем юридическую защиту и безопасность. В общем, вводим в правовое поле».
Стоит отметить, что именно отсутствие нормативно-правовой базы все специалисты дружно называют одной из самых больших проблем сельского туризма. «Нам нужен единый подход к решению задач, общепринятый стандарт и инструкции, – считает Татьяна Гаврилова. – А сегодня в правительстве Ленобласти целых три подразделения занимаются сельским туризмом – Комитет по делам молодежи, физической культуре и туризму, Комитет по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка и Федеральная государственная служба занятости населения по Ленинградской области. В результате у семи нянек дитя без глазу: каждая структура имеет собственное представление о том, как именно нужно развивать сельский туризм, и эффект от разрозненных усилий смазан».
В близких к нам по менталитету странах Восточной Европы деятельность владельцев сельских гостевых домов не облагается налогом: этот вид бизнеса приравнен к ведению подсобного хозяйства. Фискальным органам нет никакого дела ни до собранного урожая помидоров и кабачков, ни до небольшого дополнительного дохода, заработанного на туристах. Подобный бизнес не интересует не только налоговиков, но и санэпиднадзор и пожарных. В результате иметь гостевые дома в Польше и Венгрии выгодно и сельский туризм развивается там высокими темпами.
В России подобных законов нет и владельцы сельских гостевых домов выкручиваются как могут. «Как быть с отдельным частным жилым домом в Ленобласти, способным принимать туристов? – интересуется представитель петербургского клуба отелей Hotels Club Алексей Мусакин. – С одной стороны, вроде бы, по действующему законодательству, положено иметь системы пожаротушения, выдерживать нормы СЭС. С другой стороны, если все это „навесить“ по правилам гостиничного бизнеса, сельский гостевой дом вообще не откроется! Потому что у них не хватит денег ни на что». Классификации гостевых домов в России не существует, на федеральном уровне отсутствует само определение такого дома. Еще только предстоит разобраться и с организационно-правовым положением хозяина. «Каким лицом его считать – юридическим или физическим? – задается вопросом Дмитрий Кузьмин. – Без решения этого вопроса у нас возникают трудности в организации финансовой помощи и поддержки гостевых домов. А начальная финансовая поддержка тех, кто желал бы открыть такой дом, просто необходима. Хотя бы на покупку бытовой техники и ремонта». Устранение правовой неопределенности может стать серьезным стимулом для дальнейшего развития туристической инфраструктуры на селе.
Однако сами хозяева гостевых домиков среди проблем на первое место ставят все-таки нехватку финансов и низкую информированность потенциальных потребителей. Так, владелец гостевого дома «Виола» в Лодейном Поле Ольга Кулагина (благоустроенный коттедж на 10 человек, принимает туристов с 2004 года) перечисляет проблемы в следующем порядке: «Недостаточная материальная база для увеличения количества дополнительных услуг – для приобретения моторной лодки, новых душевых кабин и т.д. И потом, ограниченное количество российских туристов, желающих отдыхать в „глубинке“». В то же время, отмечает Кулагина, «те, кто отдыхал в наших гостевых домах, приезжают еще раз».
Продвигать, продвигать и продвигать
Для продвижения сельскому туризму Ленобласти остро не хватает организационного начала, которое позволило бы объединить энтузиастов, содействовать становлению этого бизнеса. К примеру, в соседней Карелии создана ассоциация «Усадьба», объединяющая около 70 индивидуальных предпринимателей – владельцев домов. По словам главы «Усадьбы» Юрия Наумова, несмотря на то что сельский туризм никто специально не продвигает, спрос на него постоянно растет. Наумов считает, что смысл в рекламе единого сельского турпродукта Карелии появится только тогда, когда число гостевых домов вырастет до четырех сотен. Впрочем, в администрации Ленинградской области к маркетингу и продвижению сельского туризма относятся по-другому. «Для развития сельского туризма нужно делать три вещи: продвигать, продвигать и еще раз продвигать», – убеждена Татьяна Гаврилова.
Важнейшая задача – поиск оптимального варианта сотрудничества турфирм с хозяевами домиков. Существует несколько схем. Согласно первой, владельцы гостевых домов регистрируются как частные предприниматели и пытаются самостоятельно привлекать туристов, то есть выполняют одновременно функции гостиницы и туроператора. По этому пути вначале пошла большая часть сельских хотельеров, но далеко не у всех он оказался гладким: уж слишком много специальностей связано с этой деятельностью. Маркетинг, менеджмент, рекламное дело, гостеприимство и торговля туруслугами – мало кому удалось охватить все сразу.
Вторая схема – взаимодействие по принципу «туроператор – турагент». Утомившись заманивать клиентов без посредников, часть владельцев туристических домов сменили тактику и стали работать сразу с несколькими турфирмами, привлекая их в качестве агентов. По этому пути пошел, в частности, «Австралийский хутор Карельского перешейка». Его владельцы Владимир и Ирина Алкснисы заключили договоры с несколькими турфирмами, но пока к ним приезжают преимущественно экскурсанты на пару часов (в основном школьные группы на страусиную ферму), в то время как на хуторе имеются и возможности для длительного пребывания. «В прошлом году мы достроили гостевой домик на 19 человек, – рассказывает Ирина Алкснис, – где туристы могут остановиться на несколько дней». Цена размещения демократичная – 300-450 рублей на человека в сутки, питание отдельно – 500 рублей в день. Бронировать места нужно только в выходные летом, в остальное время на хутор можно приехать просто так, туристов пока немного. Возможно, проблема в том, что турфирмы не очень-то продвигают экскурсионный объект как новое место размещения.
Всерьез и надолго
Третья схема – работа с турфирмами по договору подряда. Это сильно упрощает ситуацию для хозяев домов, которые перекладывают заботы с больной головы на здоровую. Но устраивает ли это обе стороны? И да и нет. Минусов два. Во-первых, в этом варианте туристическая фирма выступает гарантом качества для клиентов, а с хозяина ответственность как бы снимается, что не всегда нравится турфирме. Во-вторых, образуется своего рода зависимость, часто невыгодная хозяевам гостевых домов. Например, турфирма «Диана-Тур» в Лодейном Поле уже четыре года не только продает свои услуги, но и продвигает их – издает буклеты, рекламируется на своем сайте, занимается вопросами страхования и т.п. В то же время количество гостевых сельских домов в Лодейном Поле по отношению к 2002 году уменьшилось, да и состав их изменился.
По словам генерального директора турфирмы «Диана-Тур» Надежды Шевчук, большинство туристов, останавливающихся в деревенских избах Лодейнополья – петербуржцы, москвичи и финны. В среднем турист проводит в гостевом домике один-два дня. Зимой гостей практически нет, за исключением новогодних праздников. Гостевые домики в Лодейнополье разные, от классической избы-пятистенки до современных коттеджей. Избы обычно модернизируют, в результате получается старинная русская изба с благами цивилизации – горячей водой, туалетом, иногда душем. Хозяева деревенских гостиниц могут принимать у себя от двух до восьми человек, что приносит им дополнительный ежемесячный доход от 2,5 до 7 тыс. рублей.
Осторожность туроператоров в желании продвигать и раскручивать сельские гостевые дома продолжает быть одним из сдерживающих факторов развития данного вида туризма. Решая эту проблему, в Гатчинском районе пошли по собственному пути. «Для продвижения и комплексного сопровождения турпродукта был создан Гатчинский районный информационно-туристский центр, – рассказывает Дмитрий Кузьмин. – На данный момент он заключил договоры с 10 владельцами гостевых домов». Но тут работа только началась и как пойдут дела, покажет время. По крайней мере, утверждает Андрей Сыров, «со всеми этими домами мы собираемся работать всерьез и надолго, года через полтора проведем еще один конкурс».
В общем, процесс постижения основ турбизнеса сельскими жителями начался, ведь те, кто эту науку не осваивает, быстро вылетают с рынка. Кстати, в вопросе обучения Татьяна Гаврилова видит еще одну проблему сельского туризма – речь идет не просто об отсутствии опыта и знаний, а о невозможности их получить, не набив шишки.
Санкт-Петербург