Непредсказуемая «автогражданка»

Ни один из прогнозов относительно третьего года действия ОСАГО не оправдался

Когда в 2003 году вводился в действие Закон об обязательном страховании автогражданской ответственности, страховщики и эксперты, ссылаясь на недавний опыт стран Восточной Европы, предсказывали будущее формируемого рынка. Прогнозы касались преимущественно третьего года действия ОСАГО, то есть второго полугодия 2006 года. Ожидалось, что рынок, бурно расширяющийся в первые год-полтора, к этому моменту окажется практически сформирован и динамика сбора премий будет колебаться в районе нулевых значений. Другое предсказание делалось относительно резкого роста уровня убыточности, вплоть до критической планки в 70%. Из двух первых посылов вытекало следствие – страховщики, переоценившие свои возможности по выполнению принятых на себя обязательств и создавшие «перекошенные» портфели, будут покидать рынок.

Сегодня можно констатировать, что ни один пункт «превентивного плача» страховщиков пока не сбылся.

Неожиданный рост

Российские автовладельцы с первых месяцев действия закона об «автогражданке» дружно приобретали полисы ОСАГО, так что уже к середине 2004 года более 90% автомобилей оказались застрахованными. Предполагалось, что еще год – и рынок будет расширяться примерно на 10% ежегодно, параллельно приросту российского автомобильного парка. А после того как однобоко заработала система «бонус-малус» (снижение или повышение страховой премии в зависимости от безаварийной езды предыдущего года), страховщики стали утверждать, что собираемость премий будет снижаться.

Однако цифры, предоставленные Федеральной службой страхового надзора (ФССН), преподнесли сюрприз: по итогам первого полугодия 2006 года объем собранной в целом по России премии по ОСАГО увеличился по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 17,4% (против 9,2% в первом полугодии 2005 года). Особенно удивил аналитиков нетипичный всплеск во втором квартале, когда прирост премии составил 24%.

Петербургские страховщики не видят в неожиданном увеличении объема премий никаких загадок. «Произошло в основном денежное, а не физическое расширение рынка. Главным фактором, повлиявшим на динамику сбора премий, стало изменение тарифов с 1 января 2006 года. Из всех скорректированных тарифов (по регионам, по мощности двигателя автомобиля) наибольшее влияние на рынок оказало 50-процентное повышение для автомобилей юридических лиц. Можно констатировать, что государство, не решаясь на непопулярную меру – увеличение нагрузки на граждан, скорректировало рентабельность этого вида страховой деятельности за счет перекрестного финансирования», – утверждает директор филиала «РЕСО-Гарантия» в Санкт-Петербурге Дмитрий Большаков.

Другим фактором, также способствовавшим увеличению объема собираемых премий, представители СК считают качественное изменение структуры российского автопарка: чем больше новых иномарок с мощными двигателями, тем выше средняя стоимость полиса. Сложнее найти объяснение беспрецедентному всплеску во втором квартале. Некоторые страховщики связывают этот показатель с весенним бумом продаж автомобилей и растущей популярностью сезонных (летних) полисов ОСАГО. Интересно, что ФССН менее самонадеян в определении причин наблюдающейся динамики: в официальном заявлении надзорный орган признал, что не понимает природу тенденции роста премии на фоне снижающихся выплат.

Непредсказуемая жизнь

Прогнозировалось также, что третий год существования данного направления бизнеса станет пиковым по убыточности и уровню выплат для страховщиков. Катализатором увеличения выплат должны были стать претензии от граждан, получивших травмы в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП). Страховщики ожидали, что граждане за два года осознают всю полезность ОСАГО для пострадавших, как, собственно, это и было в других странах.

Ничего подобного не произошло. «Всплеска выплат по ущербу, причиненному автомобилистами жизни и здоровью пассажиров и пешеходов, не наблюдается. В отличие от других стран, прошедших путь введения обязательного страхования гражданской ответственности автовладельцев, в России за два года не была создана система урегулирования убытков, причиненных жизни и здоровью, она только строится, в законодательство вносятся соответствующие изменения», – говорит заместитель генерального директора СК «Русский мир» Евгений Гуревич.

В результате уровень выплат в ОСАГО растет (за счет неснижающейся аварийности, удорожания ремонтных работ и деталей), правда заметно медленнее, чем предсказывалось, и не так быстро, как сбор премий. В среднем по России на урегулирование страховых случаев направляется около половины собранных средств, причем регионы сильно разнятся по этому показателю. Страховщики, работающие на Урале, в Сибири, Архангельской области, для которых коэффициент к тарифу был определен некорректно, вынуждены выплачивать в качестве компенсаций по страховым случаям до трех четвертей собираемых средств. «Некоторые регионы стали настолько экономически неинтересны, что мы, номинально оставаясь в них, на деле прикладываем усилия к сокращению местного портфеля по ОСАГО», – сказал один из собеседников корреспондента «Эксперта С-З».

В Санкт-Петербурге, которому повезло с коэффициентом, средний уровень выплат соответствует среднероссийскому, а у многих игроков второго плана он почти вдвое ниже. По словам специалистов, если небольшая СК не ставит перед собой задачу широкого охвата рынка, этим показателем управлять несложно. Достаточно избегать «проблемных» регионов и работать с конкретной целевой группой (например, с юридическими лицами, премии по которым выше, а аварийность – наоборот).

Впрочем, некоторые крупные игроки тоже успешно применяют селективный подход при формировании портфеля. Как рассказала начальник отдела андеррайтинга и методологии Центра страхования автотранспорта Северо-Западной дирекции ОАО «РОСНО» Наталья Белякина, компания выделила для себя целевой сегмент – владельцы наименее убыточных автомобилей, для привлечения которых использует специальные программы. Это позволяет удерживать среднюю стоимость полиса на более высоком, чем у конкурентов, уровне (около 3,1 тыс. рублей), а выплаты, напротив, – на более низком (менее 30% от объема премий).

Убыточность ОСАГО для СК (выплаты плюс резервы и расходы на ведение дел) также не добралась до порога в 70-75%, после которого, по мнению специалистов, начинается работа в минус. По данным рейтингового агентства «Эксперт РА», в первом полугодии 2006 года этот показатель составил 59,6% по сравнению с 56,4% в 2005-м. По словам руководителя управления автострахования компании «Прогресс Нева» (группа «Ренессанс Страхование») Антона Рюмина, работать на рынке ОСАГО по-прежнему интересно: рентабельность этого вида деятельности такова, что позволяет поддерживать рентабельность в автокаско. Именно поэтому не сбылось третье предсказание трехлетней давности – число игроков рынка существенно не сократилось. До сих пор из ОСАГО ушли лишь страховщики, насильно выведенные ФССН за пределы поля за нарушение правил игры.

Борьба интеллектов

«Помимо экономических соображений страхование автогражданской ответственности продолжает оставаться интересным страховщикам как вид деятельности, расширяющий клиентскую базу», – утверждает директор по развитию имущественных видов страхования «АСК-Петербург» Юрий Берхман. Хотя страховщики не научились как следует использовать предоставленный государством доступ к миллионам страхователей, они дорожат своими клиентскими базами как залогом будущего благополучия, когда основная часть продуктов СК будет реализовываться в «розницу». Поэтому борьба за клиента на рынке ОСАГО не ослабевает.

До недавнего времени конкуренция приобретала самые причудливые, не всегда законные формы. Если первоначально СК дарили покупателям полисов иконки для автомобилей и дисконтные карты сетей автозаправок, то к 2006 году такие «сувениры» оказались не в чести. По данным исследования компании Shadursky Promotion, занимающейся изучением страхового рынка, страховщики стали презентовать более ценные подарки: 30-долларовую карту на получение услуг мобильной связи, парковочный радар, сертификат магазинов бытовой техники «Эльдорадо» на тысячу рублей, 20 литров бесплатного бензина… Наиболее распространенным методом привлечения новых клиентов являлась цена на 20-30% ниже установленных тарифов. Обойти закон, диктующий единые для всех участников рынка расценки, удавалось, прибегая к услугам страховых брокеров.

Однако недавно страховщикам пришлось унять разгул маркетинговых фантазий: летом 2006 года комиссия ФАС России рассмотрела дела в отношении 11 страховых организаций о нарушении закона «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг». Дарители и поклонники демпинга заплатили в бюджет солидные штрафы. В соответствии с правилами, введенными в августе 2006 года Российским союзом автостраховщиков, СК придется отныне продвигать услуги ОСАГО без «игры ценами» или материальных знаков внимания, оказываемых клиенту.

Сделать это будет непросто: общепринятый сервисный пакет ОСАГО сформировался, он схож у всех ведущих компаний и предполагает круглосуточную диспетчерскую службу, вызов аварийного комиссара, помощь с получением документов в ГИБДД. Такой показатель, как скорость урегулирования страхового случая, работает лишь косвенно (ведь выплаты пострадавший получает не в своей СК, а в компании, где застрахован виновник ДТП). Кроме того, скорость урегулирования не всегда зависит от СК (скорее – от сотрудников ГИБДД).

Похоже, наступает время более тонких инструментов борьбы за клиента. Первые примеры уже есть. Так, Росгосстрах со второго полугодия 2006 года запустил программу «Зеленый коридор», в рамках которой сокращен перечень обязательных документов, предоставляемых страхователем в случае ДТП, и сведены к минимуму посещения им страховой компании. Компания «АСОЛЬ», разработав программу «Революция ОСАГО», пытается перейти к урегулированию убытков по «европейскому протоколу». «Русский мир» в начале ноября объявил о запуске программы «Доступное каско: прямое урегулирование», в соответствии с которой, владелец полиса ОСАГО за 400 рублей в год получает право в случае ДТП улаживать дело со своей компанией. Можно ожидать, что предложения станут более изощренными, а дополнительных удобств для клиентов будет больше.

Санкт-Петербург