Зигзаг неудачи

Год назад участники фондов коллективных инвестиций рассчитывали заработать на акциях, а сегодня с надеждой смотрят на драгоценные металлы, недвижимость и облигации

Hа рынке коллективных инвестиций за деньги инвесторов борются управляющие компании и банки. Первые управляют паевыми инвестиционными фондами (ПИФами). Их деятельность регламентирует Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР). Кредитные организации завлекают инвесторов в общие фонды банковского управления (ОФБУ). Они подчиняются Банку России. Поскольку регуляторы разные, то и правила фондов тоже разнятся. ФСФР устанавливает более жесткие требования к структуре активов своих подопечных. Прежде всего, ОФБУ отличаются от ПИФов тем, что вкладывают средства в ценные бумаги не только отечественных корпораций, но и иностранных. Кроме того, банковские фонды могут предлагать инвесторам фьючерсы, опционы, а также драгоценные металлы.

Но с февраля текущего года ФСФР расширил спектр финансовых инструментов для ПИФов. Они получили право покупать бумаги иностранных компаний. Правда, управляющие компании пока не смогли воспользоваться предоставленными регулятором благами. Зато ПИФы активно инвестируют средства пайщиков в недвижимость.

И отчасти благодаря этому паевым фондам удается обыгрывать банковские фонды по объемам привлеченных средств. По данным investfunds.ru, активы ОБФУ в начале марта 2008 года составили 18 млрд рублей, что в 42 раза меньше суммы активов ПИФов – 759 млрд рублей. Почти треть этих средств приходится на фонды недвижимости. И доля их, скорее всего, будет расти.

Консерваторы лидируют

Фонды недвижимости – одни из немногих, которые пользуются сейчас популярностью. Нестабильность финансовых рынков отрезвила отечественных инвесторов. Они отдают предпочтение консервативным фондам коллективных инвестиций. По уровню доходности с начала текущего года среди ПИФов лидируют фонды облигаций, а среди ОБФУ – фонды драгоценных металлов. На них, собственно, и ориентируются инвесторы. В выигрышной ситуации оказались те финансисты, которые заранее подготовились к такому повороту событий – создали и поддерживали консервативные фонды. Менее расторопным конкурентам приходится наверстывать упущенное.

«В феврале рос интерес инвесторов к фондам облигаций. Это произошло главным образом из-за роста числа обменов: инвесторы, желая переждать период нестабильности, переходят из более рисковых фондов акций и фондов смешанных инвестиций в более стабильные фонды облигаций. Сами по себе фонды облигаций не стали привлекательнее для инвесторов. Из-за возобновившегося на внешних рынках бегства от рисков и ухудшения ситуации с рублевой ликвидностью конъюнктура рынка внутреннего долга сейчас также неблагоприятная», – предупреждает начальник управления инвестиционных продуктов УК ПСБ Алексей Моисеев.

Приятное исключение

В большинство фондов акций инвесторов сейчас калачом не заманишь, поскольку такие фонды демонстрируют лишь убытки. Приятным исключением стали фонды металлургических компаний и машиностроения. Но некоторые эксперты отмечают, что источник роста котировок акций металлургических компаний исчерпал себя и вкладывать деньги в фонды этой отрасли уже рискованно.

Больше всех с начала текущего года потеряли фонды телекоммуникационных компаний, финансового сектора. По словам руководителя отдела доверительного управления Управляющей компании «Адекта» Павла Гурина, с телекоммуникационным сектором две проблемы. Первая касается экономики предприятий и связана с тем, что компаниям необходимо делать существенные капитальные вложения в модернизацию оборудования, следовательно, нужно привлекать внешние заимствования, а это в нынешней ситуации сделать по желаемой цене весьма проблематично.

Растущая стоимость заимствований вместе с ростом капитальных затрат сокращает свободный денежный поток (free cash flow), что, естественно, не может не отражаться на цене акций. «Плюс к этому у всех компаний гигантский перекос в структуре долга в пользу краткосрочных займов. Соответственно, мы имеем отрицательный рабочий капитал и вынужденную необходимость финансировать долгосрочные проекты краткосрочными кредитами», – объясняет Гурин. Вторая проблема, по его словам, – сохраняющаяся неопределенность в отношении приватизации «Связьинвеста» и возможных будущих изменений в конфигурации отрасли.

Что касается финансового сектора, то, по словам Алексея Моисеева, причиной резкого снижения котировок банковских акций стал ипотечный кризис в США и последовавший за ним кризис ликвидности на мировых кредитных рынках. При этом, отмечает эксперт, доля внешних заимствований в пассивах российского банковского сектора не является критической. «На финансовые показатели розничных банков, как и на потребительский сектор, положительно влияет рост доходов населения и спровоцированный им потребительский бум. Вероятно, российский банковский сектор в ближайшие месяцы останется уязвимым для внешнего негатива, однако в долгосрочной перспективе выглядит недооцененным и после возобновления роста рынка также может выйти в число лидеров», – считает Моисеев.

Надежда еще не умерла

В целом интерес к инвестфондам сегодня не тот, что раньше. «В среднем прирост пайщиков в январе-феврале 2008 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 19%. Темпы прироста оказались несколько ниже прошлогодних», – сетует руководитель аналитического управления финансовой группы «Доходъ» Вадим Дворянинов.

Однако в перспективе финансисты могут столкнуться и вовсе с оттоком средств. Не исключено, что когда рынок акций возобновит рост, некоторые инвесторы, выйдя в небольшой плюс, поспешат забрать деньги из фонда. «Обычно продавать начинают не те, кто купил во время обвала, а те, кто купил перед обвалом. То есть купил, все упало, увидел минус, вспотел, пересидел, рынок подрос – закрылся в ноль, поклялся больше никогда так не делать», – объясняет психологию частных инвесторов Павел Гурин.

Но, похоже, положительных результатов инвесторы дождутся еще не скоро. Несмотря на оптимистические прогнозы в начале года, связанные с избранием нового президента, российский рынок не проявил уверенности. Напротив, преобладают пессимистические настроения, связанные с кризисом ликвидности на внешних финансовых рынках. «В течение ближайших месяцев ожидаются значительные объемы рефинансирования долгов российскими заемщиками, что негативно скажется на ситуации с ликвидностью внутри страны. В ближайшее время на поведение иностранных инвесторов может повлиять продолжающийся негативный поток новостей из США и других развитых стран», – рассуждает генеральный директор «КИТ Фортис Инвестментс» Владимир Кириллов. При этом он полагает, что в долгосрочной перспективе у отечественного рынка есть шансы вырасти. Оптимизм инвестора основан на сильных товарных рынках (цены на нефть и металлы растут), здоровой макроэкономической ситуации в России и стабильном росте потребительских и инвестиционных расходов в стране.

Санкт-Петербург