Жестко, но оптимистично

Валентина Матвиенко: «Мы не выживаем, а полноценно живем и развиваемся. Это значит, что экономика Санкт-Петербурга выдержала проверку на прочность»

Готовя к публикации последний в этом году номер журнала «Эксперт Северо-Запад», редакция пришла к мнению, что ничем ярким год не запомнился. Все боролись с кризисом, все говорили только о нем. Общий серый фон, который к концу года все же понемногу стал расцветать красками. Губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко постаралась убедить нас в обратном.

– Какова ваша оценка уходящего года? Что запомнилось, о чем, наоборот, хотелось бы быстрее забыть?

– Совершенно не согласна с тем, что год прошел «серым фоном». Достаточно вспомнить события последних месяцев. В Риме подписан меморандум о намерениях между Санкт-Петербургом и итальянским концерном FINMECCANICA по внедрению производства современного легкорельсового трамвайного транспорта. Осенью принято решение об организации в Петербурге фармацевтического кластера. Летом выбран концессионер, который претворит в жизнь замысел по реконструкции аэропорта «Пулково». Весной состоялся архитектурный конкурс по проекту «Набережная Европы». Неужели это незаметные проекты? Продолжает развиваться автомобильный кластер – запустил конвейер завод Nissan, заложено производство комплектующих компании Hyindai.

В Петербурге нет замороженных или приостановленных проектов – это мое четкое убеждение

Если брать городские события, то открылось движение поездов по реконструированным «американским» мостам, полным ходом идет реконструкция набережной под ними. Продлили Софийскую улицу до Колпино с велосипедной дорожкой, новую дорогу на Пушкин и развязку с тоннелем на Пулковском шоссе. Неужели вы не считаете эти события важными? Думаю, петербургские автомобилисты с вами не согласятся.

Летом мы принимали этап международной регаты учебных парусников The Tall Ships’ Races Baltic – 2009. Это очень статусное мероприятие! Я уже не говорю об очередном Международном экономическом форуме, который, несмотря на кризис, прошел на высоком уровне. Кстати, как раз накануне форума Минэкономразвития России признало Санкт-Петербург лучшим из регионов страны в вопросах поддержки малого и среднего бизнеса.

Если оценивать уходящий 2009-й в целом, то это, с одной стороны, год кризиса, но в то же время – год перемен и обновления. Для власти, для бизнеса и, насколько я знаю, для «Эксперта Северо-Запад» тоже.

Вы спрашивали, о чем хотелось бы забыть? О катастрофах последних недель: о подрыве «Невского экспресса», о пожаре в пермском клубе. Но, боюсь, забыть о них невозможно – слишком много погибло людей, слишком свежи потери. Мы будем помнить о погибших и постараемся сделать все, чтобы такие трагедии не повторялись.

План корректируется

– Как сказался на городе глобальный экономический кризис? Каковы перспективы экономики Петербурга?

– Кризис, безусловно, негативно повлиял на экономику города, особенно в начале года. Но данные об итогах социально-экономического развития Петербурга за девять месяцев этого года свидетельствуют, что ситуация стабилизируется. Уже с марта ежемесячные показатели индекса промышленного производства по отношению к аналогичным периодам 2008 года почти не меняются и находятся на отметке около 80%. О стабилизации говорит и рост потребления энергоресурсов. Индекс производства в энергетике за январь-сентябрь превысил 133%. Постепенно выравниваются и финансовые результаты деятельности многих крупных и средних организаций. Сейчас они уже приближаются к уровню прошлого года.

Что касается занятости населения, то уже к апрелю рост безработицы в Петербурге прекратился. Летом было зарегистрировано 87-88 тыс. безработных, к концу сентября – уже около 77 тыс. Кроме того, перестали расти цены на товары и услуги, наметилась дефляция. Конечно, это произошло не само по себе.

Городское правительство предприняло серьезные меры для стабилизации ситуации. В частности, принят антикризисный план, в котором упор сделан в первую очередь на поддержку реального сектора экономики. Многие антикризисные меры направлены на восстановление объемов производства до уровня прошлого года. Сегодня мы полностью контролируем ситуацию, но при этом антикризисный план еженедельно корректируется и дополняется с учетом оперативных данных, хотя уже нет оснований ожидать новой волны кризиса.

– Промышленность города создает порядка 25% ВРП. Какие отрасли наиболее серьезно «просели» в кризисный период и что вы предпринимаете для минимизации рисков?

– Спад в промышленности произошел прежде всего из-за существенного снижения спроса на продукцию предприятий и из-за того, что стали недоступны кредиты. Так, за девять месяцев 2009 года промышленными предприятиями отгружено продукции почти на 524 млрд рублей – на 16,7% меньше уровня прошлого года. Сильнее всего спад отразился на производстве стройматериалов – выпуск цемента, бетона, гипса сократился вдвое. Экономические трудности коснулись и металлургии. Производство готовых металлических изделий снизилось почти на треть из-за уменьшения выпуска транспортных средств. Объем отгрузки автомобилей упал в 2,8 раза.

Из-за роста цен и снижения покупательной способности мы стали меньше производить продовольственных товаров, в первую очередь – мясных деликатесов. Зато выросло потребление молочных продуктов. В хлебопекарной отрасли объемы производства несколько снизились только за счет дорогих изделий, например сдобы и тортов.

Что касается мер, которые мы предприняли, то я уже частично о них сказала – антикризисный штаб оперативно принимает решения по каждой отрасли. Кроме того, мы оказываем предприятиям финансовую поддержку. Речь идет о субсидиях из городского бюджета на уплату процентов по кредитам, выданным для приобретения технологического оборудования, подготовку и переподготовку кадров, сертификацию систем менеджмента на соответствие национальным и международным стандартам. Мы помогаем продвижению продукции петербургских компаний на российский и зарубежные рынки.

– Как вы оцениваете деятельность расположенных на территории города предприятий с иностранным инвестиционным участием?

– На протяжении всех последних лет Петербург в этом смысле был одним из самых привлекательных городов России. С 2004-го по 2008 год инвестиции в основной капитал выросли втрое, а прямые иностранные инвестиции – в 12 раз. Нам удалось этого добиться благодаря хорошему инвестиционному климату, внятным и прозрачным правилам игры для участников рынка. И даже сегодня, когда решения о начале новых проектов принимаются очень осторожно, инвесторы проявляют большой интерес к Петербургу.

В качестве примера можно привести проект реконструкции и развития аэропорта «Пулково». Даже в сложных экономических условиях и при значительном бюджете проекта – 1,2 млрд евро – получены три конкурсных предложения. Как вы знаете, победителем стал консорциум «Воздушные ворота Северной столицы». Сейчас намечается новый интересный проект: мы объявляем конкурс на создание комплекса по переработке твердых бытовых отходов в промзоне «Янино». Строительство и последующая эксплуатация завода будут проходить на основе государственно-частного партнерства. Объем финансирования строительства – 120-200 млн евро.

Инвесторы приходят даже в те сферы, которые ощутили наибольшее влияние кризиса, – на рынок недвижимости. Так, компании «Плаза Лотос Групп» и «Аплерсон Холдинг Лимитед» заявили о намерении построить в Петербурге отели класса «люкс». Кризис порой неожиданно приоткрывает новые возможности. Так, сейчас прорабатываются проекты на основе государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения и образования, чего раньше не было.

Все крупные инвестиционные проекты мы сопровождаем, что называется, «в ручном режиме». Инвесторы не остаются один на один со своими проблемами: каждый закреплен за отраслевым комитетом, специалисты которого оказывают ему помощь по всем вопросам.

Если говорить о реализованных проектах, то инвесторы, которые пришли в город, ощутили влияние кризиса, но не ушли от нас и не собираются этого делать. В промышленных зонах Петербурга успешно работают такие всемирно известные компании, как Toyota, Nissan, Gillette, General Motors и другие.

Все точки роста

– Есть ли у Петербурга точки роста, которые прежде не были актуальны, но сейчас могут стать потенциальными лидерами в экономике города?

– В городе нет замороженных точек роста, которые надо как-то специально активировать. Мы давно выбрали инновационный путь развития и стараемся поддерживать перспективные направления в науке, промышленности, образовании. В то же время нельзя утверждать, что уникальный потенциал нашего города используется на все 100%. Сегодня мир выходит на качественно новый уровень технологического развития, все большую роль будут играть нано-, био-, ИT-технологии. И Петербург способен не только занять здесь одну из ниш, но и выйти на передовые позиции. Мы разработали долгосрочную инновационную политику, основанную на самых современных технологиях.

В рамках сотрудничества Санкт-Петербурга и ГК «Роснано» реализуются четыре инвестиционных проекта. Речь идет о создании производства продукции из наноструктурных керамических и металлокерамических материалов, о строительстве завода по выпуску чипов и модулей для светодиодных светильников по инициативе компании «ОптоГан». Планируется строительство двух высокотехнологичных предприятий по выпуску оптических компонентов для точных приборов.

Думаю, нам предстоит изменить некоторые представления о системе внедрения достижений науки в производство. И это касается не только Петербурга. Прежде всего необходимо сформировать в обществе новую инновационную культуру, мышление.

– Поддержка малого бизнеса – одна из основных составляющих государственной программы развития. Как Петербург помогает малому бизнесу?

– О качестве наших программ по поддержке малого бизнеса говорит как минимум то, что в 2009 году Петербург выиграл конкурс Министерства экономического развития РФ. Это не просто почетно – город получил субсидии из федерального бюджета на развитие малого бизнеса.

Малый и средний бизнес – очень важный и перспективный сектор экономики. У нас сейчас около 280 тыс. субъектов малого предпринимательства. Только за первое полугодие 2009-го их число увеличилось более чем на 15 тыс. Причем рост идет во многом благодаря выполнению нами Плана по поддержке малого предпринимательства. В этом году из городского бюджета на поддержку малого бизнеса выделено почти 750 млн рублей, более 480 млн – из федерального бюджета. В целом на помощь малому бизнесу выделено почти в два с половиной раза больше, чем в 2008 году.

Наши программы одинаково выгодны и для бизнеса, и для экономики города. Для Петербурга важно сохранить не только рабочие места, но и налогоплательщиков.

– По ряду причин в городе полностью заморожены либо приостановлены сроки начала реализации нескольких крупных стратегических проектов. Каковы перспективы их реализации?

– В Петербурге нет замороженных или приостановленных проектов – это мое четкое убеждение. Просто нам пришлось скорректировать часть проектов с большим объемом финансирования, задуманных в докризисный период. Поэтому параметры некоторых проектов изменились. Так, пересмотрены этапность и схема финансирования Западного скоростного диаметра. Вторая его очередь будет строиться за счет бюджетных инвестиций. В следующем году мы планируем ввести плату за использование построенного участка. Бюджетное финансирование позволит к 2011 году выставить этот проект, уже генерирующий доходы, на новый конкурс.

По нескольким проектам прорабатывается возможность уменьшения стоимости. При строительстве Орловского тоннеля это может быть сделано за счет альтернативных технических решений, а в проекте создания нового вида общественного транспорта «Надземный экспресс» – за счет корректировки маршрута трассы.

На рынке девелопмента, который ощутил влияние кризиса не меньше, чем рынок инфраструктурных проектов, мы также видим готовность инвесторов преодолевать возникшие сложности. Например, проект «Новая Голландия» пока не перешел в активную фазу строительства, но инвестор подтверждает свои намерения и предлагает варианты усовершенствования проекта. К сожалению, нестабильность рынка недвижимости не позволяет сохранить темпы реализации первого этапа проекта «Апраксин двор» для передачи его «Главстрою». Сейчас компании передана часть свободных помещений, находящихся в городской собственности.

Хочу еще раз повторить: мы ни от одного проекта не отказались, хотя многие вынуждены скорректировать. Не в наших правилах отступать перед трудностями.

Не тронем ни копейки

– Социальная тема остается одной из болевых точек. Как решаются социальные проблемы в Петербурге?

– Не могу с вами согласиться, что социальная тема – для нас болевая точка. Несмотря на трудную финансовую и экономическую ситуацию и сложности с наполняемостью бюджета, все социальные обязательства, которые город взял на себя, будут выполнены. Из средств, выделенных на «социалку», мы не тронем ни копейки! Все пособия, заработная плата, пенсии в 2010-м будут не ниже уровня этого года. По отдельным выплатам проведем индексацию. Проиндексируем зарплату петербургским бюджетникам – учителям, врачам, работникам социальной сферы и культуры.

– На днях подписан бюджет Санкт-Петербурга на 2010 год. Как бы вы его охарактеризовали?

– Бюджет на 2010 год можно коротко охарактеризовать как жесткий, но оптимистичный. Кризис не мог не сказаться на общегородском кошельке. Мы еще раз внимательно изучили все аспекты нашей бюджетной политики и выбрали, я уверена, самый оптимальный вариант.

Почему я называю бюджет оптимистичным? Он обеспечивает финансовыми ресурсами такие наши обязательства, как доплаты к пенсиям, пособия на детей, выплаты студенческим семьям и семьям военнослужащих. Более того, все эти пособия проиндексированы с учетом инфляции.

Доходная часть бюджета составит 309 млрд, а расходная – 324 млрд рублей. Дефицит бюджета будет финансироваться за счет увеличения долга – планируем в 2010 году занять 19 млрд рублей. Мы можем пойти на такие заимствования: благодаря строгой бюджетной политике сегодня внешний долг города близок к нулю. Через несколько лет, когда доходы города начнут стабильно расти, будут предприняты меры по сокращению долга.

Развитие городской среды, повышение качества жизни – эти цели заложены в нашей бюджетной политике и не будут пересматриваться. Например, отпущенные на дорожное строительство 12 млрд рублей позволят в следующем году ввести в строй несколько дорожных объектов.

Остро нуждается в финансовых вливаниях городской транспорт, и мы более чем на 30% увеличили финансирование развития метрополитена. Бюджетные средства позволят обновить подвижной состав метрополитена на 130 вагонов, также город сможет приобрести 320 автобусов большой вместимости.

Социальные расходы не только не подвергнутся урезанию, но и вырастут. На них мы выделяем 37 млрд рублей. Я говорю прежде всего о социальной поддержке пенсионеров, проработавших в нашем городе не менее 20 лет, о возмещении затрат на создание рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Я уже говорила о здравоохранении, но хочу еще раз подчеркнуть: мы никогда не посадим медицинские учреждения города на голодный паек. В 2010 году финансирование здравоохранения составит 54 млрд рублей – это 17% в общей сумме наших расходов. Продолжится строительство жилья за счет бюджета. На эти цели заложено 9 млрд рублей с последующим увеличением к 2012 году до 24 млрд. 

Хотя наш бюджет достаточно жесткий, назвать его бюджетом выживания нельзя. Мы не выживаем, а полноценно живем и развиваемся. Это значит, что экономика Петербурга выдержала проверку на прочность.

Инновационная столица

– Сейчас активно развивается дискуссия о будущем Петербурга в различных аспектах – архитектурном, социальном, экономическом. Каким вы видите Петербург через несколько лет?

– Мы никогда не жили только сегодняшним днем, всегда думали и о будущем. Приняты и успешно выполняются программы среднесрочного и долгосрочного социально-экономического развития города. Для меня, думаю, как и для всех петербуржцев, будущий Санкт-Петербург – город инновационной экономики, высоких стандартов качества жизни.

Важнейшие из документов, определяющих жизнедеятельность города, – Генеральный план Санкт-Петербурга и Концепция социально-экономического развития рассчитаны на перспективу до 2025 года. Кроме того, есть программы развития отдельных отраслей. Будущее экономики города будет во многом определяться развитием перспективных кластеров – автомобильного, высокотехнологичного, фармацевтического, мебельного.

У нас есть необходимые стартовые условия, чтобы стать инновационной столицей страны – городом, культивирующим востребованные во всем мире высокие технологии. И это насущная потребность не только Петербурга, но и всей страны, что подчеркнул в недавнем послании президент России Дмитрий Медведев. Мы рассчитываем, что к 2025 году доля инновационной продукции в валовом региональном продукте возрастет до 17%. Напомню: два года назад этот показатель не превышал 3%.

Что касается новых явлений в сфере градостроительства и архитектуры, то они связаны прежде всего со знаковыми объектами, многие из которых возводятся по проектам ведущих международных архитектурных бюро. Это и футбольный стадион на Крестовском острове, и новый морской вокзал на Васильевском острове, и модернизация аэропорта «Пулково». Важнейшие объекты транспортной инфраструктуры – Кольцевая автомобильная дорога, Комплекс защитных сооружений от наводнений – уже находятся в очень высокой степени готовности.

– Вы упомянули про желание Петербурга стать инновационной столицей страны. Насколько это реально?

– Для превращения нашего города в инновационную столицу России в ближайшие 5-10 лет доля инновационных продуктов и услуг в общем объеме госзакупок Петербурга должна быть доведена как минимум до 10%. Северная столица может гордиться тем, что первой из российских регионов перешла на принципы инновационного менеджмента. Благодаря своему потенциалу Петербург может осуществлять полный технологический цикл: рождение прорывной идеи – внедрение инноваций – серийное производство наукоемкой продукции.

Комплексной программой мероприятий по реализации инновационной политики предусмотрен целый ряд мер, в том числе по кадровой подготовке, развитию инновационной инфраструктуры, продвижению продукции наших предприятий.

Уже прошли конкурсы на право получения субсидий по возмещению части затрат, связанных с инновационной деятельностью. Победителями в 2008 году стали 27 компаний. Они получили субсидии более чем на 44 млн рублей. В этом году финансовая поддержка предоставлена 18 организациям. Сейчас проводится дополнительный конкурс на получение субсидий инновационными организациями. В ближайшее время планируем ввести еще один механизм господдержки – целевые государственные закупки инновационной продукции для городского хозяйства.

Мы дали старт такому масштабному проекту, как Петербургский международный инновационный форум, который стал основой для проведения Российской инновационной недели. Развивается и инновационная инфраструктура. Количество резидентов Особой экономической зоны увеличилось в прошлом году с 12 до 26, а сегодня их количество уже достигло 30.

– Изменились ли за последний год приоритеты экономического развития Петербурга? Не встает ли город на путь сугубо кластерной экономики?

– Развитие Санкт-Петербурга в последние годы можно назвать многовекторным. Он успешно сочетает функции промышленного, инновационного, делового, туристического и культурного центра. В этом смысле приоритеты экономического развития города нисколько не изменились. Вместе с тем это крупнейший российский мегаполис с уже сформировавшейся диверсифицированной структурой экономики, в которой ведущую роль играет промышленность. К тому же Северную столицу выгодно отличает значительное количество профессионально подготовленных рабочих и инженерных кадров. Эти и ряд других предпосылок способствуют формированию в Петербурге промышленных кластеров.

Принцип нашей работы – чтобы каждый рубль, вкладываемый инвестором, оценивался с точки зрения того, сколько он принесет в экономику города, в том числе косвенно. Примером последовательно приходящих в город инвестиций можно считать автопромышленный кластер. Эту отрасль сопровождает еще одна, смежная – производство автокомплектующих.

Поэтому можно сказать, что мы берем от понятия «кластерность» лучшее – принцип комплексного подхода к развитию отрасли, не снижая при этом уровень диверсификации экономики Санкт-Петербурга. И появление новых кластеров – тому доказательство.

Сегодня обретают четкие очертания два новых кластера – мебельный и фармацевтический. У нас уже действует промышленно-инновационная зона «Мебельный технопарк». Ее учредителями стали 11 предприятий, на долю которых приходится около 40% выпускаемой в Петербурге мебели. В технопарке будут размещены высокотехнологичные предприятия, центр современных мебельных технологий, школа мебельного дизайна. Что касается фармацевтического кластера, то для его формирования также есть все предпосылки – значительное количество научных центров и высокотехнологичных производственных компаний, которые специализируются в области биотехнологии и фармакологии. В городе работают семь предприятий по производству медикаментов. Сейчас идут переговоры с производителями лекарственных средств. Специальная рабочая группа должна сформулировать идеологию создания фармкластера.

Задача на год

– Что, на ваш взгляд, принесет Петербургу год наступающий? Если представить, что мы с вами встречаемся в конце декабря 2010 года, как бы вам хотелось ответить на вопрос: «Чем вам запомнился этот год, какие проекты удалось реализовать?»

– В 2010 год мы входим с солидным багажом проектов и начинаний. Обозначу самое основное. Развитие транспорта и дорожной инфраструктуры – один из самых насущных вопросов жизни города, поэтому мы продолжим открывать станции метро, строить и реконструировать дорожную сеть.

«Урожайным» следующий год будет для нашей энергетики. Наверное, самое важное здесь – завершение первой очереди Юго-Западной ТЭЦ. Мы введем целый ряд новых подстанций, которые, в частности, позволят ликвидировать дефицит электроэнергии в Центральном, Адмиралтейском, Приморском и Выборгском районах. Мы уже закончили реконструкцию теплосетей в Петроградском и Курортном районах, на очереди – Петродворцовый и Центральный.

К концу 2010 года будет введен в строй второй пусковой комплекс второй очереди главного канализационного коллектора правобережной части города. Таким образом, мы практически выполним все обязательства по Хельсинкской конвенции по защите Балтийского моря, доведя очистку сточных вод почти до 100%. Продолжится работа по газификации ближайших пригородов – газ будет подведен в 2,5 тыс. домов.

Многое будет сделано для реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Напомню, что мы уже получили финансирование Фонда содействия реформированию ЖКХ, а в следующем году городу будут выделены новые средства. Мы сможем выполнить капитальный ремонт более чем в 1600 многоквартирных домах.

В 2010 году государственное содействие по улучшению жилищных условий получат более 4 тыс. городских очередников, а с учетом привлечения средств инвесторов к расселению коммунальных квартир жилищные условия смогут улучшить порядка 7 тыс. семей. Не могу не сказать о том, что мы обязательно выполним указ президента России о предоставлении квартир всем ветеранам войны и блокадникам к 65-летию Великой Победы.

Продолжится развитие новой для Санкт-Петербурга отрасли – автомобилестроения. На осень 2010 года запланировано открытие завода компании Hyundai. Он станет четвертым действующим предприятием в петербургском созвездии мировых автомобильных гигантов.

Хочу заверить читателей журнала «Эксперт Северо-Запад», что мы не отказались от стратегических проектов, надеюсь также, что в наступающем году у нас появятся новые крупные проекты.   

Санкт-Петербург