Архитектура без иллюзий

Культура
Москва, 08.04.2013
«Эксперт Северо-Запад» №14 (611)
Петербургские архитекторы и проектировщики, так и не получив от городских властей ясную установку, как должен развиваться город, пытаются интуитивно найти для него новые градостроительные образы

Проходившая на прошлой неделе в Этнографическом музее выставка «Архитектура Петербурга – 2013», с одной стороны, отразила прохладу, которая наметилась в градостроительном процессе Северной столицы, а с другой – выявила новые тренды: восстановление храмов и склонность к традиционной архитектуре.

На выставке были представлены главные городские постройки и пока не реализованные проекты последних двух лет. Экспозиция сделана настолько скромно, будто мы и не живем в эпоху цифровых технологий. Архитектуру Петербурга вот уже который год подряд представляют вывешенные на стендах однообразные планшеты. Понять, что на них изображено, а тем более написано, способен только терпеливый и вдумчивый человек.

Конкурсный недобор

Главная разительная перемена ощущается при отсутствии чего-то, чуть было не ставшего привычным. Впервые за долгое время в Петербурге не состоялся ни один большой архитектурный конкурс с участием зарубежных зодчих. Надо признать, что на практике мегаконкурсы пока не принесли Северной столице ничего хорошего: «Мариинка-2» стала главным скандалом этого февраля, проект строящегося сверхдорогого стадиона, который когда-то создал японец Кисё Курокава, претерпел такие изменения, что широкой публике его даже не показывают, судьба окончательного облика Новой Голландии тоже пока неизвестна. И все-таки проекты звезд мировой архитектуры, пусть и не имевшие шансов быть реализованными, давали визуальную альтернативу, неосуществимую мечту о том, каким город мог бы стать. В потере этой иллюзии, как и любой другой, есть свой плюс: теперь мы можем видеть современную архитектуру Петербурга без прикрас – такой, какая она есть на самом деле.

Свои в городе

Становится все очевиднее, что в сфере зодчества в Петербурге сложился прочный истеблишмент. Мастерских, занявших целые стенды на первом этаже музея, не больше, чем пальцев на двух руках, и все они хорошо известны: «Игл Групп» Владимира Григорьева, «А.Лен» Сергея Орешкина, «Студия 44» Никиты Явейна, «Студия 17» Святослава Гайковича, «Архитектурная мастерская Мамошина», «Интерколумниум» Евгения Подгорнова, «Земцов, Кондиайн и партнеры», «Б2» Феликса Буянова, «Евгений Герасимов и партнеры», «Литейная часть 91» Рафаэля Даянова.

Единственным иностранцем, которому удалось сюда затесаться, оказался Рикардо Бофилл с домом на Смольном проспекте. Немногочисленные молодые архитекторы, чьи работы вывешены на втором этаже, во-первых, совершенно не производят впечатления свежих талантов, а во-вторых, как будто намеренно не прикасаются к серьезным объектам, оттачивая мастерство на частных домах.

В то же время, даже не имея полноценной конкуренции, петербургская архитектура чудесным образом умудряется эволюционировать. В проектах меньше сумбурного нагромождения объемов и лишних деталей (хотя и этого хватает) и все больше скандинавской ясности форм и сдержанности. Например, жилой комплекс Владимира Григорьева, планируемый к возведению на Пискаревском проспекте, вполне можно представить построенным в Хельсинки. Правда, пока эта тенденция очевиднее в проектах, чем в законченных вещах.

«Архитектурная мастерская Мамошина» решила привнести европейские мотивы в проект застройки пешеходной набережной Северной Двины в Архангельске 035_expertsz_14_1.jpg
«Архитектурная мастерская Мамошина» решила привнести европейские мотивы в проект застройки пешеходной набережной Северной Двины в Архангельске

В то же время под влиянием общественных настроений, отчасти поддерживаемых Смольным, в Петербурге набирает силу традиционная архитектура, где бал правят колонны, портики, фронтоны, штукатурка и русты. Парадокс в том, что создают ее те же, кто строит в городе модернистские здания. Во всем мире модернисты и традиционалисты – более или менее оппозиционно настроенные по отношению друг к другу профессиональные группы. Они преподают в разных школах и публикуются в разных изданиях. У нас же выбор между классикой и авангардом совершается не по велению сердца, а под давлением общественного мнения и рынка. Отсюда главный недостаток снова входящей в моду старой архитектуры: она никогда не бывает классикой до конца, какая-нибудь деталь вроде тонированных окон выдает неискренность творческого порыва автора и безнадежно портит общее впечатление.

Дорога к храму

Наконец, помимо косвенного на архитектурной выставке ощущается и влияние политики Смольного: доля культовых сооружений в общем количестве построек и проектов явно увеличилась. Очевидно, что восстановление Спаса-на-Сенной мыслится не как исключительный случай, а как прецедент. Студия «Литейная часть 91» уже представила проект воссоздания Церкви во имя сошествия Святого Духа в Комарово. Все без исключения проекты новых храмов сделаны, само собой, в консервативной манере, так что к виду золотого купола на фоне новостроек придется привыкать.

Архитектурное бюро «Литейная часть 91» разработало проект воссоздания церкви Святителя Митрофана, построенной архитектором Константином Тоном в 18391847 годах на Митрофаньевском кладбище и снесенную в 1929 году 035_expertsz_14_2.jpg
Архитектурное бюро «Литейная часть 91» разработало проект воссоздания церкви Святителя Митрофана, построенной архитектором Константином Тоном в 18391847 годах на Митрофаньевском кладбище и снесенную в 1929 году

Кажущиеся разнонаправленными архитектурные тенденции последних лет складываются в одну общую картину. Мы идем по пути заимствования форм из самых разных источников: древнерусской архитектуры, сталинского ампира или скандинавского модернизма. Чего в нашей архитектуре нет, так это оригинальности и свежих идей.

Впрочем, и тут можно найти повод для оптимизма. Выставка открылась лекцией известного голландского урбаниста и архитектора, экспрессивного интеллектуала Вини Мааса. То есть что бы там ни было на стендах, организаторы все-таки ощущают запрос горожан на архитектуру принципиально нового качества. А раз зерно посажено, пусть пока на уровне разговоров, то рано или поздно оно прорастет.

Санкт-Петербург

У партнеров

    Реклама