Инструмент инвестиционной привлекательности

12 августа 2013, 00:00

Артем Калошин, руководитель проектного направления Фонда ЦСР «Северо-Запад»:

Артем Калошин

– Конечно, транспортная инфраструктура будет стимулировать развитие регионов.

Во-первых, улучшится транспортная доступность, отчего повысится инвестиционная привлекательность территорий. Транспортная инфраструктура – инструмент инвестиционной привлекательности. Надо развивать все виды трасс, но в первую очередь – автодороги. Уровень автомобилизации растет, потребность в дорогах велика. Автодорожная сеть – более перспективное направление развития и с точки зрения жителей региона. Она здесь довольно обширная, но ее качество оставляет желать лучшего. Поэтому необходимо вкладываться в реконструкцию и модернизацию. Тем более что нагрузка растет – вследствие увеличения количества грузового транспорта в том числе.

Если говорить о развитии железнодорожного транспорта, надо посмотреть на планы РЖД. Крупных проектов в СЗФО пока не заявлено. И следует понять, достаточно ли существующих железных дорог. Если в регионах есть проекты – в стадии реализации или в стадии планирования, которые не могут развиваться без железнодорожной инфраструктуры, надо сделать перечень таких проектов, обосновать необходимость строительства железных дорог и убедить в этой необходимости РЖД и правительство РФ. Поскольку железнодорожная инфраструктура – дорогостоящее удовольствие. Малая авиация, о которой в последнее время говорят, наверное, имеет право на существование. Но предварительно надо сделать экономический расчет. В удаленных регионах, например в Архангельской области или НАО, наверное, она важна – альтернативы пока нет. А в Ленобласти в силу высокого развития автомобильного транспорта малая авиация вряд ли окупится. То же – в Пскове, Новгороде. Конечно, связанность регионов с помощью малой авиации улучшится, но здесь нужен дифференцированный подход.

В любом случае, развитие транспортной инфраструктуры – положительный момент для СЗФО. Это могло бы стать самостоятельным инвестиционным проектом. Но скорее у нас оно рассматривается как дополнительная мера для обеспечения подвоза к основному объекту.

Я считаю транспортную инфраструктуру инструментом развития территорий. В качестве примера достаточно посмотреть на соседнюю Финляндию. Развитая транспортная инфраструктура позволяет закрепить население в отдаленных регионах: у жителей нет ощущения, что они живут где-то на краю света, в медвежьем углу.