Всегда быть в тонусе

Александр Шевелев: «Давно позади та грань, когда мы просто производили и продавали какой-либо продукт»

Фото: «Северсталь-Метиз»
Александр Шевелев

За десять лет своего присутствия на российском рынке компания «Северсталь-метиз» сумела стать лидером в отрасли. И компания, и рынок поменялись за десять лет очень серьезно. Изменения идут стремительно: с одной стороны, в связи со все возрастающими требованиями клиентов и партнеров к продукции и сервису, с другой – из-за развития самого общества, потребности и ожидания которого растут с каждым годом. Это заставляет компанию развиваться в соответствии с потребностями и желаниями клиентов, и даже более того – пытаться предвосхитить эти потребности, выводя на рынок те продукты и сервисы, которые могут быть востребованы в ближайшем будущем. О том, как достигаются лидирующие позиции, в интервью «Эксперту Северо-Запад» рассказал генеральный директор «Северсталь-метиза» Александр Шевелев.

– В одном из интервью вы заявили, что «в России переизбыток метизных мощностей, и наращивать их нецелесообразно». Какова емкость рынка? Какова ваша доля на рынке?

– Емкость метизного рынка России в 2013 году составляла порядка 2,2 млн тонн. Наша доля в России – 20%. Но мы также присутствуем на рынках Италии и Украины. На украинском рынке «Северсталь-метиз» занимает долю 36%, на итальянском –20%.

– Намерены ли вы наращивать свое присутствие на российском рынке?

– Если говорить про увеличение валовых объемов производства, то не намерены. Мы не видим целесообразности в экстенсивном наращивании присутствия на российском рынке за счет объемов, особенно в простых продуктах. Но в последние годы мы серьезно меняем структуру продаж, продуктового портфеля. Наращиваем долю сложных высокопередельных продуктов, таких как специальные виды канатов, крепежа, проволоки с различными типами покрытий, фибры и т.д. Это означает, что мы концентрируемся на повышении доходности нашего продуктового портфеля.

Кроме того, мы постоянно вкладываем средства в развитие наших продуктовых линеек. За последние пять лет «Северсталь-метиз» инвестировала в развитие компании более 170 млн долларов. Ежегодные инвестиции составляют порядка 20-40 млн долларов, и в 2014 году они сохранятся на таком же уровне. Около половины вложений направлено на сокращение издержек, более 15% идет на освоение производства новых видов изделий и более 20% – на расширение линеек сложных высокопередельных продуктов, на увеличение их объемов производства.

– Как часто на ваших предприятиях появляются новые продукты?

– Ежегодно наша компания разрабатывает порядка 150 новых метизных изделий. К примеру, в 2013 году «Северсталь-метиз» предложила рынку более 200 новых метизных изделий. Практически ежемесячно мы выпускаем новый продукт. Это может быть как освоение новых типоразмеров, так и разработка принципиально новых видов продукции. Так, в мае текущего года нашу производственную линейку пополнил высокопрочный крепеж класса прочности 12.9. На данный момент крепеж такого класса прочности из всех российских производителей выпускает исключительно «Северсталь-метиз».

Но работа в этом направлении была бы неполной, если бы мы не уделяли такое же внимание развитию сервисов, прежде всего проектированию и инжинирингу, комплектации, технической поддержке – всему тому, что нас отличает на рынке.

Кроме того, в апреле мы запустили в эксплуатацию новую линию по обточке пруткового металла, что стало завершением первого этапа модернизации калибровочного производства в Череповце. Новая линия по своей функциональности соответствует уровню лучших мировых практик. Ее основное назначение – производство новых видов продукции с новыми качественными характеристиками. Уникальность линии в том, что она позволяет обеспечивать все технологические параметры за один передел, включая все необходимые виды контроля и измерений (прямолинейности, длины, диаметра). С помощью новой линии мы гарантированно сможем обеспечить необходимое качество металлопроката и выполнить требования по скорости поставок для обслуживания самых взыскательных клиентов.

В рамках рынка

– Кого вы относите к основным конкурентам?

– Перечень конкурентов зависит прежде всего от рынка, на котором мы присутствуем, и от продуктов, по которым идет сравнение. Если говорить в общем и целом и про российский рынок, то к основным конкурентам мы относим группу «Мечел» и компанию «ММК-Метиз». Если говорить про глобальный рынок, на котором мы также присутствуем, то основными конкурентами в части, например, специальных канатов являются компании Bridon, Fatzer, WireCo.

– Что считаете своим конкурентным преимуществом?

– Безусловным преимуществом я считаю предоставление клиенту сбалансированного пакета «продукт – сервис». То есть уже давно позади та грань, когда мы просто производили и продавали какой-либо продукт. Так, мы предлагаем нашим партнерам продукт и дополнительный сервис, максимально соответствующий их потребностям. И если у клиента возникают какие-либо вопросы, мы стараемся ответить на них максимально быстро и компетентно. Это позволяет нашим потребителям получать не только или не столько сам продукт, сколько решение их проблем или дополнительные возможности для их бизнеса. С моей точки зрения, «Северсталь-метиз» отличается от конкурентов на рынке именно этим – дополнительным вниманием к клиенту, дополнительным уровнем сервиса, как технического, так и прочего (товарные кредиты, консигнация и многое другое). Сегодня мы предлагаем нашим партнерам дополнительные разработки, расчеты, проводим различные технические консультации, оказываем помощь в эксплуатации нашего продукта, и многое, многое другое.

– Ваша продукция очень востребована при строительстве крупных спортивных сооружений. Может быть, ЧМ-2018 как раз увеличит спрос на рынке?

– Да, мы рассчитываем на то, что подготовка к чемпионату мира и необходимость строительства современных спортивных объектов вызовет спрос на высококачественную отечественную метизную продукцию, и на то, что в Российской Федерации будут строиться объекты с использованием продукции, которую сейчас «Северсталь-метиз» поставляет на аналогичные объекты по всему миру. Это такие продукты, как канаты, различные системы с элементами креплений, высокопрочный крепеж. На сегодняшний день компания «Северсталь-метиз» готова обеспечить поставку необходимой продукции на такие объекты в соответствии с международными требованиями и стандартами.

Внешняя

– Минэкономразвития ведет переговоры с Евросоюзом по энергокорректировкам в рамках ВТО. Речь идет о том, чтобы вернуть российских производителей на европейский рынок, куда их не пускают принятые ЕС в период с 1995-го по 2012 год 17 антидемпинговых мер. «Северсталь-метиз» названа в числе российских компаний, которые больше всего пострадали от антидемпинговых пошлин. Это так?

– От антидемпинговых пошлин пострадали все российские производители, но, как вы знаете, процесс обсуждения в ВТО все еще продолжается, поэтому все комментарии по этому поводу лучше адресовать в МЭР.

– Какова доля экспорта в ваших поставках? Действительно ли так важен для компании европейский рынок?

– Европейский рынок для компании, несомненно, важен. Его важность заключается прежде всего в  том, что это рынок потребления сложных метизных изделий, на которых как раз и фокусируется компания «Северсталь-метиз». Однако ключевым рынком для нас традиционно является российский рынок и рынок стран СНГ, поэтому доля экспорта в наших поставках составляет не более 20%.

– У вас есть филиал в Днепропетровске. Как сейчас там обстоят дела? Есть ли планы по закрытию или, наоборот, развитию украинского предприятия?

– Наше предприятие в Днепропетровске работает стабильно, за первое полугодие текущего года потребителю было отгружено порядка 40 тыс. тонн металлопродукции, что соответствует аналогичному показателю прошлого года. Мы полностью выполняем свои намеченные планы по всем ключевым направлениям, обеспечивая необходимую доходность предприятия.  В дальнейших планах – продолжать обеспечивать эффективную деятельность предприятия с выполнением всех поставленных перед ним целей и задач.

Вологодская область

СПРАВКА

«Северсталь-метиз» (входит в ОАО «Северсталь») – группа предприятий по производству металлических изделий (метизов), в которую входят предприятия России, Украины, Италии, Казахстана. В 2004 году под началом «Северсталь-метиза» объединились три предприятия: ОАО «ЧСПЗ» (Череповец), ОАО «ОСПАЗ» (Орел) и ООО «ВолгоМетиз» (Волгоград). С 2006 года в состав компании вошло украинское предприятие «Днепрометиз», а в 2008-м активы дополнились итальянской компанией Redaelli.

Также в «Северсталь-метиз» входят четыре дочерних предприятия. Это «ЮниСпринг» – череповецкое предприятие по выпуску пружинных блоков, «ЮниФенс» – предприятие по выпуску сеток и сетчатых изделий с филиалами в Череповце, Орле, Капчагае, «Стиллейс» – предприятие по выпуску изделий из проволоки с филиалами в Орле и Волгограде, «Течи Рус» – сервисно-дистрибуционный канатный центр с представительствами в Череповце, Волгограде, Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде.

В группе выделен ряд продуктовых направлений: канатное, метизное, калибровочное, крепежное, сеточное, фибровое, материалов верхнего строения пути и прочие (пружинные блоки, металлотросы). В 2013 году было выпущено 663,4 тыс. тонн продукции. Выручка за 2013 год составила 789 млн долларов.