Заправляй и властвуй

Русский бизнес
Москва, 23.03.2015
«Эксперт Северо-Запад» №13 (700)
В условиях экономической нестабильности и падения стоимости активов российских компаний эксперты видят тенденцию к возможному переделу рынка АЗС. Речь может идти о слияниях и поглощениях, чего не было на рынке уже несколько лет. Это может изменить как расстановку сил в отрасли, так и общее количество компаний, представленных на рынке

Фото: Архив «Эксперт С-З»

Пока предпосылок для повышения цен на бензин в Санкт-Петербурге и Ленинградской области нет, и цены относительно стабильны. Однако, учитывая снижение курса рубля, более привлекательным направлением становится экспорт, что в дальнейшем может негативно отразиться на внутреннем рынке. Что в свою очередь может повлечь за собой ухудшение финансового положения мелких региональных нефтетрейдеров и сделать их объектом поглощения более крупными сетями.

Цена вопроса

Как отмечает президент НП «Нефтяной клуб Санкт-Петербурга» Олег Ашихмин, увеличение отгрузки нефтепродуктов на экспорт в Северо-Западном регионе пока не привело к ограничению поставок топлива независимым АЗС: «Обычно о дефиците нефтепродуктов свидетельствует рост цен, а этого не наблюдалось в январе-феврале текущего года. Можно говорить об определенном снижении спроса на нефтепродукты, особенно на дизельное топливо, что тоже сдерживает рост розничных цен».

Согласно прогнозу Министерства энергетики РФ, в этом году должно быть произведено 36,8 млн тонн бензина, что по оценкам экспертов Нефтяного клуба СПб согласуется с требованиями рынка. Как добавляет Олег Ашихмин, объем запасов у поставщиков должен быть не менее 2 млн тонн, чтобы в случае кризисной ситуации не было предпосылок для повышения цен. Аналитики рынка за последние три года не наблюдали дефицита на рынке нефтепродуктов, не ожидают его и сейчас. Однако ухудшение экономической ситуации заставило потребителей начать искать нефтепродукты по более низкой цене, что, к примеру, резко увеличило объем предложения некондиционного топлива.

Динамика цен по Северо-Западу в 2014 году показывает, что в середине октября произошел спад продаж топлива после своего пика в 40 тыс. тонн. Средняя розничная цена продемонстрировала свой постепенный рост с марта и до конца года – с 32,73 до 35,71 рублей (АИ-95) и с 29,9 до 32,53 рублей (АИ-92). Не рискуя прогнозировать масштаб увеличения цены на нефтепродукты в 2015 году, Олег Ашихмин замечает, что в оптовом звене рост цен уже начался: «При любой экономической ситуации по итогам года цены на нефтепродукты вырастали как минимум на величину инфляции. То же самое мы увидим в 2015 году».

Время поглощать

Эксперты рынка отмечают, что в сложившейся ситуации, когда стоимость кредитных ресурсов резко выросла, у мелких и средних нефтетрейдеров растет риск не справиться со своими финансовыми обязательствами. Итогом может стать распродажа их активов либо в рамках санации, либо уже при процедуре банкротства. Так, компания «Авро» из Великого Новгорода, владеющая сетью из 18 АЗС, месторождениями нефти и строящимся НПЗ, еще в 2014 года оказалась под угрозой банкротства, имея долговую нагрузку порядка 2 млрд рублей.

Кстати, в нынешней ситуации приобретение «проблемных» АЗС было бы особо выгодно иностранным нефтетрейдерам, желающим увеличить свою долю на рынке.

Однако есть и иные мнения. Так, Олег Ашихмин, говоря о возможных перспективах слияния на рынке, прогнозирует, что в ближайшее время таких сделок между компаниями не предвидится: «Нефтяные компании уже произвели возможные объединения, так, например, «Роснефть» купила ТНК-BP. Представители же других компаний с рынка уходить не планируют, что касается мелких брендов, имеющих большую общую долю на рынке, на протяжении 10 лет им делают предложения о покупке, и все те, кто хотел это сделать, уже сделали, остались уже те, кто хочет работать самостоятельно». Применительно к положению участников на рынке, эксперт отмечает, что шесть-восемь лет назад, когда на рынок Санкт-Петербурга выходили ВИНК (вертикально-интегрированные нефтяные компании) и проходили торги по участкам под строительство АЗС с крупными лотами, то тогда были громкие информационные поводы, касающиеся сделок по поглощению. Сейчас ситуация иная – все ВИНК уже вышли на рынок региона, построили на участках свои сети и спокойно и ровно работают, укрепляя свой бренд. «Если вы посмотрите на структуру рынка, то в СПб поглощать-то и некого. Возможны мелкие приобретения на вторичном рынке АЗС в Ленобласти, так как там еще много маленьких сетей или отдельных АЗС. Возможно, как-то разрешится ситуация и с «Авро», – отмечает Олег Ашихмин.

Что касается расстановки игроков рынка, доля независимых компаний в розничном звене рынка нефтепродуктов довольно велика, при этом в крупном опте преобладают ВИНК, составляя 52% на рынке СПб в противовес 48% независимых операторов. Ленинградская область в этом плане «независимее» на 56% против 44% ВИНК соответственно.

На сегодняшний день в Санкт-Петербурге представлено 481 АЗС, по числу станций лидирующее положение занимает «Лукойл» (118 АЗС), ПТК (82), «Газпром-нефть», «Несте» и «Роснефть» владеют порядка 50 АЗС каждая, «Фаэтон», «Шелл», «Линос» и «Киришиавтосервис» – по 30. В Ленинградской области важнейшим игроком выступает областной производитель – «Киришиавтосервис» (38 АЗС), не уступает ПТК (27) и «Лукойл» (31), Выборгская топливная компания (10) и остальные компании имеют по 10-20 станций. На долю мелких брендов в области приходится значительное число АЗС – порядка 31.

Таким образом, лидерами отрасли по Санкт-Петербургу и Ленинградской области выступают: «Лукойл» (31%), ПТК (17%) и «Газпром-нефть» (12%). Общая доля мелких компаний составляет порядка 5%, что сопоставимо с долей «Шелл», «Фаэтона», «Татнефти» и «Статойла». На рынке Ленинградской области ситуация интереснее: доля мелких брендов составляет уже 12%, что сопоставимо с долей крупнейших игроков – «Лукойла» и «Киришиавтосервиса». 

Слиться в тенденции

Однако, по мнению партнера компании EY в странах СНГ Григория Арутюняна, в 2014 году активность заключения сделок слияния-поглощения в нефтегазовой отрасли на территории России и стран СНГ заметно снизилась по сравнению с двумя предыдущими годами. Совокупная стоимость сделок в регионе составила 11,2 млрд долларов США, что на 67% меньше, чем в 2013 году. Количество сделок сократилось с 82 до 50 в 2014 году, при этом наиболее значительный спад наблюдался в сегменте разведки и добычи. Среди основных причин такой динамики – макроэкономическая неопределенность, а также текущая геополитическая ситуация. Отчасти этот тренд нивелируется растущим интересом к активам в секторе разведки и добычи СНГ со стороны азиатских компаний, на долю которых пришлось 20% сделок в этой сфере в странах СНГ в 2014 году. Что касается переработки и сбыта, основная активность, инициированная местными компаниями, была ограничена, однако общая стоимость сделок резко выросла с 0,8 млрд долларов США в 2013 году до 1,8 в 2014 году.

Как указывает в своем обзоре рынка слияний и поглощений в отрасли компания KPMG, в 2014 году общая сумма сделок российского рынка снизилась на 38% – до 71,6 млрд долларов США, что было вызвано в первую очередь падением цен на нефть и ограничением доступа к капиталу вследствие введения санкций против России. «Снижение уверенности российских компаний относительно перспектив национальной экономики также не стимулировало игроков к активности на внутреннем рынке, в связи с чем многие инвестиционные проекты, как в части слияний и поглощений, так и в плане органического роста, были приостановлены, – отмечают в своем обзоре аналитики. – Мы ожидаем, что в 2015 году по мере вступления российской экономики в полосу рецессии эта тенденция будет усиливаться. Хотя в 2014 году ситуация на российском рынке слияний и поглощений впервые за много лет кардинально шла вразрез с тенденциями мирового рынка».

Доли компаний по количеству АЗС на рынке СПб и ЛО на февраль 2015 года, всего 746 АЗС
Доли компаний на рынке Ленобласти на февраль 2015 года, всего 265 АЗС

Новости партнеров

Реклама