Универсанты получат диплом за открытость

Петербург: наука и инновации
Москва, 26.10.2015
«Эксперт Северо-Запад» №44-45 (718)
Для повышения качества дипломных работ и борьбы с плагиатом ректор Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) Николай Кропачев предложил размещать их в открытом доступе. В ближайшие годы эта инновация станет стандартом для вузов всей страны

Студенты пока не подозревают, что в системе высшего образования грядут большие перемены и время безответственного отношения к учебе прошло. Поскольку теперь дипломы, а в перспективе и другие студенческие работы, будут размещаться в открытом доступе в сети Интернет еще до защиты. Теперь студентам придется нести ответственность не только перед самим собой и преподавателями, но и перед будущими работодателями и обществом в целом, причем не только за свои знания, но и за свой вуз. Учиться станет труднее, но в СПбГУ уверены, что такие нововведения помогут значительно улучшить качество российского высшего образования, которое за последние 20 лет сильно сдало свои позиции.

Открытый университет

В соответствии со своей программой развития СПбГУ уже в течение нескольких лет предоставляет все больше и больше сведений о различных направлениях деятельности и жизни вуза. «Мы стараемся размещать всю информацию на сайте университета, поскольку считаем, что чем более образование открыто, тем оно более востребовано и более качественно», – поясняет ректор СПбГУ Николай Кропачев. Например, на сайте вуза уже присутствует раздел под названием «Прошу нарушить правила», в котором публикуются поступившие просьбы о нарушении правил переселения из общежития в общежитие, отчисления за академическую задолженность, перевода на другую образовательную программу, правил поступления в учебное заведение и т.д. Таким образом, в университете дают студенту, родителям и другим заинтересованным лицам возможность понять, что пришло время отвечать за свои поступки. Кстати, специалисты университета отмечают, что с появлением данного раздела количество подобных просьб значительно сократилось. Очередным шагом в направлении открытости СПбГУ стала инициатива ректора вуза принять участие в проекте «Востребованное образование» и, в частности, реализовать публикацию в открытом доступе дипломных работ студентов до их защиты.

Ректор Санкт-Петербургского государственного университета Николай Кропачев первым предложил публиковать все тексты дипломов перед защитой 011_1.jpg Фото: spbu.ru
Ректор Санкт-Петербургского государственного университета Николай Кропачев первым предложил публиковать все тексты дипломов перед защитой
Фото: spbu.ru

В октябре в пресс-центре ТАСС в Санкт-Петербурге руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов, ректор СПбГУ Николай Кропачев, советник ректора СПбГУ, заведующий кафедрой медиа и теории коммуникаций факультета журналистики МГУ Иван Засурский высказали свою позицию относительного инноваций старейшего российского вуза.

Сергей Кравцов заметил, что это даст возможность оценить как уровень подготовки студентов, так и качество работы учебного заведения: «Мы поддерживаем эти инициативы СПбГУ и будем рекомендовать другим вузам включиться в реализацию проекта. Поскольку открытость информации и объективная система оценки знаний действительно заметно повышают качество образования».

Темы дипломов предложат работодатели

В рамках проекта «Востребованное образование» создается своеобразная модель объективной оценки студентов. И первые нововведения, как упоминалось, коснутся итоговой аттестации. «Так, уже в 2016 году работодатели будут не только входить в состав аттестационных комиссий, но и определять темы всех дипломных работ студентов Санкт-Петербургского университета. Исключения составят лишь те студенты, которые заслужили право на самостоятельный выбор темы», – отмечает Николай Кропачев.

Критерии, по которым студентам может быть предоставлено право самостоятельно выбрать тему диплома, следующие:

– хорошая успеваемость (студент является адекватным человеком, который понимает образовательную программу и способен соответствовать требованиям вуза);

– наличие доказанного интереса к данной теме (за время обучение студент уже успел написать по данной теме хотя бы одну курсовую работу или реферат);

– наличие списка литературы (студент может мотивировать интерес к теме диплома на основании источников, он интересуется и ориентируется в источниках по данной теме, он в курсе актуальных исследований или новых взглядов на проблему).

Таким образом, предусматривается возможность выбора для сильных студентов, и закрываются «лазейки» для слабых.

Тексты всех выпускных квалификационных работ будут размещаться в открытом доступе на сайте университета до защиты (что принципиально отличается от существующего требования размещать их после защиты), и каждый желающий сможет оставить свой отзыв на дипломную работу. При этом студент может принять решение выставить свою работу даже раньше положенного срока, чтобы иметь возможность, благодаря полученным со стороны замечаниям и предложениям, подкорректировать ее. Адрес размещения дипломной работы наряду с темой исследования и составом аттестационной комиссии будут указаны в дипломе. «Будет присутствовать ссылка на сайт, где можно ознакомиться не только с самой работой, но и с отзывами на нее, и даже посмотреть, как проходила защита. Поскольку все защиты будут фиксироваться, а затем архивироваться на сайте СПбГУ», – поясняет Николай Кропачев.

Старт борьбы с плагиатом

Иван Засурский считает, что задача совместного проекта СПбГУ и Рособрнадзора состоит в спасении того, что еще можно спасти в российской системе высшего образования.

Советник ректора СПбГУ, заведующий кафедрой новых медиа и теории коммуникации МГУ Иван Засурский уверен, что качество обучения существенно выиграет от предварительного обсуждения дипломных тем с потенциальными работодателями 011_2.jpg Фото: Архив «Эксперт С-З»
Советник ректора СПбГУ, заведующий кафедрой новых медиа и теории коммуникации МГУ Иван Засурский уверен, что качество обучения существенно выиграет от предварительного обсуждения дипломных тем с потенциальными работодателями
Фото: Архив «Эксперт С-З»

«Вспомните, ведь самые популярные интернет-ресурсы конца 90-х годов – это «склады» рефератов. И не потому, что их читали какие-то заинтересованные люди, а потому, что их просто банально скачивали», – рассказывает он. Студенты лучше, чем их преподаватели, смогли воспользоваться новыми технологиями, и вся наша система высшего образования превратилась в систему производства специалистов по «фальшивой отчетности». То есть людей, которые не умеют работать с источниками и проводить самостоятельные исследования, зато блестяще могут подстроить материал под нужный результат, выдав чужое за свое. И эти люди сейчас занимают ключевые позиции в среднем и высшем менеджменте различных организаций. «Если студенты проверяют свою работу на плагиат, они покупают десять проверок зараз. Но вы думаете, что если они десять раз проверяют работу, то потом добавляют туда новые источники или корректируют неверно указанные цитаты? По-моему, они просто все переписывают. Мы 20 лет фактически не боролись с плагиатом, но теперь пришло время изменить ситуацию. Нужно, чтобы наконец появились молодые квалифицированные специалисты, которые что-то понимают и могут выразить свое мнение, видят проблемы и хотят их решить», – объясняет Иван Засурский.

Отметим, что публикация дипломных работ в открытом доступе заставит студентов нести ответственность не только за себя, но и за свое учебное заведение. Ведь если вуз не обнародует их, то есть нарушит установленный регламент, он может потерять лицензию. В СПбГУ также ожидают улучшения качества дипломных работ. Ведь теперь студенту волей-неволей придется разобраться с тем, как правильно оформлять ссылки, где брать источники и т.д. При этом в университете отмечают, что это еще и шанс для некоторых молодых специалистов получить хорошую работу по специальности. Поскольку потенциальный работодатель, «полистав» конкретную работу, может понять, что он давно искал именно этого специалиста, который разбирается в данной конкретной теме. Поэтому цель университета – обеспечить общедоступность всех учебных квалификационных работ через сеть Интернет на основе свободных рецензий, а также защиты авторских прав.

Тест на прозрачность

Приказ Министерства образования и науки РФ о проведении государственной итоговой аттестации, принятый 29 июня 2015 года, уже следующим летом коснется каждого студента страны. Поскольку во всех вузах дипломные работы будут сохранены на сайтах или в различных электронно-передаточных системах и затем проверены. При этом ставкой в игре является не только карьера выпускников, но и само существование учебных заведений. Если вузы не смогут донести это до своих студентов и должным образом мотивировать их, дальнейшее безответственное отношение к качеству дипломных работ будет им дорого стоить. В случае, когда у вуза будут плохие дипломы, он будет закрыт или по крайне мере лишен государственной аккредитации. По прогнозу Ивана Засурского, если вузы самостоятельно не предпримут активных действий, печальная участь через несколько лет может постичь 30-40 % от их общего числа.

«Один из немногих способов для вуза ускользнуть от ответственности – это принять своевременное решение о повышении открытости образования и, соответственно, его качества, – поясняет он. – И я рад, что СПбГУ оказался безусловным лидером в этом движении и имеет возможность установить стандарты, которые в будущем смогут стать подсказкой для других учебных заведений в том, как избежать закрытия и как не поломать жизнь выпускников. Ведь когда мы говорим студенту, что необходимо будет опубликовать работу, и он знает, что это неизбежно, это мотивирует гораздо серьезней, чем проверка на плагиат».

Поэтому всем студентам, которые учатся в вузах без подобных программ открытости, Иван Засурский советует публиковать свои работы в других местах, где их смогут прочитать, например, в интернет-издании «Научный корреспондент», научной электронной библиотеке «КиберЛенинка» и других открытых научных архивах. Ведь, кроме средства повышения качества дипломной работы, публикация является единственным способом защитить авторские права на свое произведение. Поэтому возможность бесплатно опубликовать свою работу будет обеспечена в перспективе для каждого студента.

Лидеры образовательных нововведений

В петербургских вузах регулярно появляются и другие интересные инновации, которые со временем приобретают федеральный масштаб. Николай Кропачев отмечает: «Сегодня поддержку Рособрнадзора получило одно из предложений Совета ректоров вузов Северо-Запада. Дело в том, что ректоры регулярно обращаются к специалистам данной организации с просьбой что-либо разъяснить. На их запросы готовятся ответы с информацией, которая может быть интересна широкому кругу людей. Поэтому мы обратились в Рособрнадзор с предложением перейти на практику, которой придерживается СПбГУ, мы публикуем все, что нам присылают. Представители Рособрнадзора сказали, что они готовы пойти по этому пути и публиковать свои ответы на запросы в открытой печати, чтобы все, для кого это важно, могли воспользоваться данной информацией.

Также прозвучало предложение, касающееся олимпиад, результаты которых порой вызывают бурную критику. Оно заключается в том, чтобы Рособрнадзор и Министерство образования и науки приняли более активное участие в их проведении, в частности это касается работы, связанной с получением и обобщением материалов. В этом случае олимпиад станет, конечно, меньше, но они станут всероссийскими, будет выше качество, и результаты участников будут заслуженными».

СПбГУ уже не в первый раз выступает инициатором нововведений в высшем образовании. Практика, применяемая в вузе, зачастую становится общероссийской. «Так, в 2010 году мы начали транслировать на сайте университета защиты «ваковских» диссертаций, а через три года это стало правилом для всех вузов страны. В 2013 году мы стали проводить открытые защиты диссертаций по собственным правилам. (У нас иначе формировался диссертационный совет, в его состав входили только специалисты в теме диссертации. Причем треть совета составляли зарубежные специалисты, еще треть представляли другие вузы. Все, кто входил в совет, были обязаны написать отзывы, которые затем выставлялись на сайте. То есть в целом мы использовали совершенно другие принципы работы.) Сейчас в Государственную Думу внесен законопроект, который предписывает СПбГУ и МГУ с 2017 года проводить защиты только по этим правилам, кроме того, в этом же году к эксперименту будут подключены и другие вузы», – рассказывает Николай Кропачев.

Отметим, что все эти проекты направлены на увеличение открытости образовательной системы не только для будущих работодателей нынешних студентов, но и для общества в целом. В СПбГУ твердо уверены, что качество образования можно повысить только за счет ответственности каждого участника образовательного процесса, а без открытости сделать это практически невозможно.

Санкт-Петербург

Открытость повышает качество образования

 012.jpg
Сергей Кравцов, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки:

– Мы поддерживаем нововведения, проводимые СПбГУ, поскольку они давно назрели. Открытость информации и объективная система оценки знаний заметно повышают качество образования. Доказательством этому служат изменения, произошедшие в системе проведения Единого государственного экзамена. Благодаря устранению многих нарушений ЕГЭ уже второй год проходит максимально объективно, и школьники показывают заметно более высокие результаты. Очень важно распространить эту практику и на систему высшего образования, чтобы ребята, сдавшие ЕГЭ, приходили в вуз и встречали такую же объективную систему оценок.

Мы второй год реализуем проект объективной оценки студентов, когда учащиеся первого и второго курсов оцениваются не только теми преподавателями, которые их обучали. Это дает возможность объективно оценить их знания, в определенной степени исключить коррупцию при сдаче сессий и мотивировать студентов.

А чтобы студенты старших курсов были максимально погружены в практику, к их оцениванию нужно привлекать потенциальных работодателей и заказчиков. Но это достаточно сложно. И механизм, когда темы выпускных квалификационных работ формулируются работодателями, – это важный шаг, в том числе и к их максимальной открытости.

Мы знаем, что сейчас в дипломных работах высокий процент плагиата, хотя на самом деле они должны показывать реальные навыки, которыми владеет студент. Поэтому, я считаю, что, если эксперимент будет удачным, система, которую сейчас внедряет СПбГУ, будет введена во всех российских вузах уже в ближайшие четыре-пять лет.

Инициатива поддержана

Журнал «Эксперт Северо-Запад» откликнулся на предложение Санкт-Петербургского государственного университета и примет активное участие в подготовке тем для дипломных работ студентов Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ. Кроме того, редакция журнала с удовольствием примет молодых талантливых студентов к себе на стажировку. Поскольку до сих пор бывает отнюдь не легко найти профессиональных журналистов-аналитиков для освещения ряда тем. «А студенты находятся на том этапе своего становления, когда их профессиональные навыки еще только формируются. Благодаря чему во время прохождения практики гораздо проще студента-журналиста сразу научить писать качественно и в соответствии с форматом издания, чем потом принимать на работу уже сложившегося автора и переучивать его», – поясняет главный редактор издания Роман Романюк.

Итоги вступительной кампании в СПбГУ в 2015 году

7 августа Санкт-Петербургский государственный университет завершил прием на обучение по программам бакалавриата и специалитета за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. На первый курс зачислены 2385 человек, 279 из которых являются победителями и призерами олимпиад различного уровня, а трое – обладателями максимально возможной суммы баллов (300 из 300).

В 2015 году была изменена система зачисления в вузы. Согласно приказу Министерства образования и науки РФ, зачисление проводилось поэтапно: зачисление без вступительных испытаний, зачисление на 80% конкурсных мест по общему конкурсу, а затем на 100% конкурсных мест. Абитуриенты, которые набрали достаточное количество баллов и вовремя предоставили оригинал документа об образовании, стали студентами уже 4 августа.

Всего в 2015 году университету было выделено 2385 бюджетных мест (2210 для приема на обучение по программам бакалавриата и 175 для приема на обучение по программам специалитета). В рамках первого этапа в СПбГУ были зачислены 1591 человек, в рамках второго – 548 человек, причем уровень подготовки абитуриентов отличался незначительно. В ходе второго этапа приема в университет поступили ребята практически с такими же высокими баллами, как и у абитуриентов первой волны. Например, по программе «юриспруденция» максимальный балл зачисленных во второй волне составил 292, по программе «международная журналистика» – 282, «лингвистика» («иностранные языки») – 278 баллов.

Еще одной особенностью приема в университет в 2015 году стал учет индивидуальных достижений поступающих. У абитуриентов впервые появилось право получить дополнительные баллы за победы в спортивных и интеллектуальных состязаниях, волонтерскую деятельность и успехи в творчестве. Результаты приема подтвердили, что в СПбГУ поступают талантливые и разносторонние ребята – более 44% зачисленных (1057 человек) получили дополнительные баллы за те или иные личные достижения.

Традиционно высоким остается интерес, проявляемый к университету иногородними абитуриентами. Среди зачисленных в 2015 году – 71,8% ребят из разных регионов России. Больше всего абитуриентов поступило в СПбГУ из Ленинградской (4,86%), Челябинской (2,85), Самарской (2,35) и Кемеровской (2,35) областей, а также из Краснодарского (3,48) и Пермского (2,35) краев. Кроме того, увеличился прием лиц, постоянно проживающих на территории Республики Крым и города Севастополя: в 2014 году были приняты 15 человек, в 2015 – 35.

Результаты проверки на плагиат диссертаций из фондов РГБ (2014 год)

У партнеров

    Реклама