Интервью

Самокатам закручивают гайки

Как мир регулирует средства индивидуальной мобильности

Самокатам закручивают гайки
Изображение сгенерировано ИИ/«Эксперт»
Мировой опыт показывает: единого подхода к регулированию использования средств индивидуальной мобильности (СИМ) не существует. Где-то их встраивают в городскую среду, а где-то попросту запрещают. В России, похоже, намерены дать им шанс. Если, конечно, эту тенденцию не перебьет «инициатива на местах», а точнее, попытки региональных властей на своем уровне просто запретить передвигаться на СИМ.

Тихая угроза

СИМ, электровелосипеды и аппараты, которые сходят за них в отсутствие должного регулирования, в России стали неотъемлемой частью городской жизни. Так, по данным Минтранса, в 2020–2023 годах в стране продано в розницу 640 тыс. СИМ, а число таких устройств, находящихся в прокате, к концу 2023-го достигло 332 тыс. (+75,3% за год). Кстати, так называемые электровелосипеды, массово эксплуатируемые курьерами-доставщиками, к СИМ не относятся: их к этой категории причисляют те, кто не вчитался в российские ПДД. В большинстве случаев такие агрегаты на поверку оказываются электромопедами, которым по тротуарам ездить не положено.

Согласно статистике «Платформы ОФД», в 2024 году число поездок на арендованных электросамокатах (самый популярный вид СИМ) в России выросло примерно на 22% по отношению к прошлому году. По подсчетам «Трушеринга», выручка российских операторов кикшеринга (проката электросамокатов) за 2024 год составила 31,2 млрд руб., а к 2027-му ожидается ее рост до 53,6 млрд руб. В одной только Москве за шесть месяцев 2025 года, с начала сезона проката в середине марта по середину сентября, пользователи кикшеринга совершили 57 млн поездок (+2 млн год к году).

В феврале 2025 года в Мосгордуме сообщали, что в Москве ежедневно работают более 25 тыс. доставщиков продуктов и товаров на дом, которые ежедневно совершают 650 тыс. поездок на электровелосипедах. Услугами таких курьеров на тот момент пользовались более 76% москвичей. В ассоциации транспортно-логистических и почтово-курьерских компаний МАКС считают, что в столице насчитывается 35–40 тыс. электровелодоставщиков, в Санкт-Петербурге — 14 тыс.

Жертвой роста микромобильности становится дорожная безопасность: по итогам 2024 года в России зарегистрировано 4426 ДТП с участием СИМ, что на 42,8% больше, чем годом ранее. Об этом в апреле 2025-го сообщили в Научном центре безопасности дорожного движения (НЦ БДД) МВД России. По его данным, погибли в таких происшествиях 54 человека (+25% год к году), пострадал 4591 человек (+44,5%).

В НЦ БДД также представили статистику ДТП с электровелосипедами, которые, согласно российским ПДД, к СИМ не относятся, а приравниваются к моторизованным велосипедам (это следует из пункта ПДД РФ 1.2, где приведены определения терминов «велосипед» и «СИМ»). Инцидентов с таким транспортом в 2024 году было зарегистрировано 1254, в них погибли 34 человека, 1257 были ранены.

«Основная проблема — это курьеры служб доставки. Они ведут себя безобразно. Из 1254 ДТП с участием электровелосипедов в половине случаев участвовали доставщики», — заявлял начальник НЦ БДД МВД России Дмитрий Митрошин на пресс-конференции в апреле 2025 года.

Мировая практика

Родина кикшеринга — США: первые стартапы Bird и Lime появились в 2017 году в Сан-Франциско, а уже на следующий год стали «единорогами». Тогда же у них стали появляться последователи, а по стране прокатилась волна резонансных ДТП с СИМ. Она сопровождалась крупными выплатами кикшеринговых операторов и приостановкой их деятельности в ряде городов до разработки законодательных норм.

Уже к началу 2021-го ограничения на использование электросамокатов действовали в каждом штате. Отличались они скоростными ограничениями (от 24 км/ч в Калифорнии до 48 км/ч во Флориде), возрастным цензом (от 12 лет в Мичигане до 16 лет в Неваде), а также правилами использования на дорогах и тротуарах (в Вашингтоне самокатчикам нельзя на тротуар, в Пенсильвании — на проезжую часть). В ряде штатов (Алабама, Калифорния и Аляска) для езды на электросамокате требуются водительские права.

В Европе аналогичное регулирование стало появляться в 2019 году: во Франции запретили электросамокаты на тротуарах и ограничили их скорость 25 км/ч (со штрафом за превышение в €1,5 тыс.), а в Германии — 20 км/ч. В Чехии с 2019 года электросамокаты официально разрешили использовать на тротуарах и велодорожках (с ограничением скорости в 25 км/ч), однако к 2021-му запрет на езду по тротуарам все же ввели. В Испании, Эстонии и Латвии регулировать движение электросамокатов стали с 2021 года: скорость ограничили 25 км/ч, запретили пользоваться на ходу телефоном и обязали оснащать транспортное средство фонарями.

С 2019-го запрет на езду электросамокатов по тротуарам действует в Перу и Сингапуре, а в Новой Зеландии это разрешено, но на скорости не выше 20 км/ч и с 14 лет. В Австралии ограничения разнятся в зависимости от штата — например, в Южной Австралии можно кататься только по велодорожкам на скорости до 15 км/ч, а в Новом Южном Уэльсе электросамокаты вообще запрещены (но ими можно пользоваться на частных территориях).

Путь запретов в разное время предпочли и власти ряда отдельных городов по всему миру: на улицах Торонто электросамокатами пользоваться нельзя совсем (исключение — частные территории), а в Мельбурне и Париже запрещен кикшеринг. Такой же запрет в октябре 2025 года приняли власти Праги — он вступит в силу с 1 января 2026-го.

Иной дорогой пошли Стокгольм и Вена, которые предпочли интегрировать кикшеринг в городское пространство, пусть и с жесткими ограничениями. С января 2022 года власти Стокгольма ограничили число операторов и эксплуатируемых самокатов, в результате компаний стало не восемь, а три, а транспортных средств — не 23 тыс., а 12 тыс. Вдобавок были введены правила парковки, штрафы и сбор с оператора в €140 за каждое транспортное средство. В Вене же установили лимиты на число СИМ, которое может эксплуатировать один оператор, — не более 1,5 тыс., запретили парковку вне специальных зон и ввели госрегистрацию с выдачей идентификационных номеров.

Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин отмечает, что сегодня в России контроль за электросамокатами осуществляют исключительно сами сервисы кикшеринга: «Сервисы вешают на свои самокаты собственные номера, принимают и обрабатывают жалобы, выписывают своим же клиентам штрафы, ограничивают скорость устройств через IoT-модули. Фактически в условиях отсутствия должного регулирования бизнес берет на себя функции государства».

Те же, кто пользуется собственными, а не арендованными устройствами, ни под какой контроль фактически не подпадают.

«Американский рэпер Снуп Дог выкладывал видео с комментарием „True Gangsta“ про российского электросамокатчика, который ушел от полицейских. Понятно, что самокатчиков полицейские ловить просто не будут. Что, если нарушитель, уходя от погони, попадет под колеса и умрет? Инспектор просто замучается оправдываться», — говорит Шапарин.

Полный запрет электросамокатов не самое лучшее решение, ведь большинство людей пользуются ими вовсе не ради развлечения, а в качестве полноценного городского транспорта наряду с общественным. Особенно когда последнего не хватает

«Вирусятся ролики с сотнями электросамокатов, сваленных поперек пешеходной части у входов в метро в крупных городах. Происходит это потому, что многие не хотят в час пик стоять в очереди на автобус или маршрутку из своего спального района до ближайшей станции. А если мы говорим про регионы, где в принципе нет изобилия и предсказуемости столичного общественного транспорта, то там электросамокат превратился в единственный способ добраться из точки А в точку Б», — отмечает директор Ассоциации операторов микромобильности Ксения Эрдман.

По ее словам, первоочередным шагом для полноценной интеграции СИМ в городскую среду должно стать развитие инфраструктуры — велодорожек, по которым могли бы перемещаться пользователи СИМ наряду с велосипедистами, чтобы не мешать пешеходам и водителям. К большим капитальным расходам это не приведет, отмечает эксперт, ведь для создания велодорожки достаточно разметить соответствующим образом часть тротуара и разработать проект организации дорожного движения. Вдобавок к этому в Ассоциации операторов микромобильности призывают ввести обязательную сертификацию и госрегистрацию частных СИМ, выстроить должный надзор и контроль за нарушителями, существенно повысить штрафы.

Что есть СИМ

А вот в Китае электросамокаты де-факто запрещены: такой категории транспортных средств в китайских ПДД попросту нет, поэтому использование электросамокатов где бы то ни было за пределами частных территорий грозит штрафом и конфискацией. Впрочем, КНР славится бурным развитием другого электрифицированного двухколесного транспорта — электровелосипедов.

Их родиной Поднебесная стала еще в 1990-х.

Проблемы, с которыми российские пешеходы сталкиваются сегодня из-за велодоставщиков, изобрели, научились решать и теперь экспортируют по всему миру именно китайцы

Так, если в 2003 году в стране было продано 7,5 млн электрических велосипедов, то в 2015-м — уже 35 млн. К этому времени общий парк устройств в эксплуатации составлял 200 млн штук, а к 2022 году разросся до 350 млн.

Ответом на этот вызов стало жесткое регулирование. Так, все электровелосипеды в Китае подлежат обязательной регистрации с присвоением номерных знаков. Сделать это можно только при соблюдении требований к транспортному средству:

  • максимальная скорость — 25 км/ч, при превышении которой двигатель должен автоматически отключаться (разогнаться быстрее можно, но только крутя педали);
  • вес — не более 55 кг (включая аккумулятор);
  • мощность двигателя — не выше 0,4 кВт;
  • напряжение батареи — до 48 В.

Водитель такого транспортного средства может передвигаться только по велодорожкам и правой полосе проезжей части, а движение по тротуарам запрещено.

Все, что имеет два колеса, двигатель и превышает характеристики электровелосипеда, по китайскому законодательству считается мопедом или мотоциклом, требует водительских прав и может ездить только по проезжей части.

Российские ПДД устроены аналогичным образом: в них указано, что велосипед может иметь электродвигатель мощностью, «не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч», тогда как двухколесное транспортное средство с максимальной скоростью до 50 км/ч и мощностью двигателя от 0,25 до 4 кВт — это уже мопед.

При этом в Китае за поставку устройства с характеристиками мопеда под видом велосипеда предусмотрена административная ответственность. Но никто не мешает продавать такие устройства в других странах, включая Россию. Как может убедиться любой читатель, сейчас на крупнейших российских маркетплейсах в продаже можно найти множество «электровелосипедов» с характеристиками мопедов: мощностью двигателя свыше 0,25 кВт и максимальной скоростью более 25 км/ч (зачастую превышение обоих показателей — в разы). Подавляющее большинство таких устройств — именно китайского производства.

Неудивительно, что в ходе рейдов по выявлению нарушений ПДД курьерами в Москве и Санкт-Петербурге в 2025 году сотрудники Госавтоинспекции выявляли и изымали большое количество агрегатов с характеристиками мопедов, на которых ездили без прав и по тротуарам. Так, по сообщению РБК, в один из мартовских дней в Петербурге было проверено почти 200 электровелосипедов, более 160 из которых оказалось изъято из-за превышения нормы мощности. При этом зампред комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты РФ Александр Холодов жаловался газете «Известия», что и торговые компании, и сами курьеры удаляют с курьерского транспорта маркировку с обозначением мощности двигателя, что осложняет инспекторам ГИБДД фиксацию нарушений.

Судьба тротуара

Президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов сообщил «Эксперту», что продажа мопеда под видом велосипеда — это нарушение: «Все маркетплейсы, работающие в России, обязаны соблюдать российское законодательство, включая правила о классификации товаров и защите прав потребителей. На наш взгляд, дополнительным фильтром к появлению на рынке ТС, не соответствующих определению электровелосипеда, может стать их обязательная сертификация».

Проблему элетрокурьеров в АКИТ предлагают решать комплексно, а в качестве примера приводят стандарты работы курьеров, в порядке эксперимента действующие в Москве. Так, с 1 октября 2024 года стали обязательны номерные знаки на транспорте и термосумках, а также светоотражатели на форме. Технические требования к транспорту, его скорости (не выше 25 км/ч) и обязательная регистрация в комплексной информационной системе «Аналитика работы такси» (КИС АРТ) вступили в силу 1 мая 2025 года.

Брать пример с Москвы призывает и президент ассоциации транспортно-логистических и почтово-курьерских компаний МАКС Александр Митюков. По его словам, запрещать передвижение электрокурьеров по тротуарам и пешеходным частям не стоит, поскольку это «однозначно приведет к увеличению загруженности городских магистралей и повышению уровня аварийности на дорогах».

Антон Шапарин возражает: по его словам, московский эксперимент с регистрацией курьеров в КИС АРТ не является полноценной заменой обязательной сертификации и госрегистрации транспортных средств.

«Та ли мощность у двигателя электровелосипеда, тот ли человек за рулем, те ли знаки? Фактически никто это не контролирует. Только обязательная сертификация ТС с последующей госрегистрацией позволит осуществлять должный надзор и контроль. В том числе полноценно задействовать систему фотовидеофиксации, выписывать штрафы», — подчеркивает он.

Научный руководитель факультета городского и регионального развития Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин тоже возражает: «Как называется то или иное средство, на котором развозят продукты, мне как обывателю решительно все равно. Как транспортный ученый я, конечно, различия понимаю. Но, по существу, что электровелосипед, что мопед — и то и другое очень мало отличается от мотоцикла с багажником. Их необходимо убрать с тротуаров».

Проблема СИМ и доставщиков на тротуарах стала настолько острой, что к ее обсуждению подключился даже Совет по правам человека (СПЧ). В октябре ведомство направило правительству РФ предложение убрать с тротуаров любые транспортные средства с моторами и сиденьями, за исключением моторизованных инвалидных колясок.

«Если транспортное средство имеет сиденье и мотор, то оно должно квалифицироваться как мопед или мотоцикл. Движение таких транспортных средств по пешеходным зонам, тротуарам и велопешеходным дорожкам должно быть полностью запрещено, а для управления ими необходимо иметь государственные регистрационные знаки и водительское удостоверение категории „А“ или „М“. Это позволит осуществлять контроль за соблюдением ПДД курьерским транспортом при помощи дорожных камер», — говорится в письме СПЧ вице-премьеру РФ Виталию Савельеву.

Такие изменения предлагается обеспечить нормами административной ответственности за управление мопедами без водительского удостоверения и постановки на учет. Фактически в СПЧ предлагают перенять опыт Китая — и это кажется разумным, учитывая, что электровелосипеды пришли к нам оттуда.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Общество, 12 ноя 20:25
Как распределение после медвуза скажется на комплектовании медучреждений
Общество, 11 ноя 18:35
Как можно реализовать идею запрета вейпов в России
Общество, 11 авг 22:45
ЦСР составил рейтинг регионов по умению и желанию обсуждать проекты нормативных актов
Общество, 22 июл 09:00
Чего не хватает борцам со смертностью на дорогах
Свежие материалы
Театр начинается с сайта
Культура,
Балет «Щелкунчик» снова пользуется ажиотажным спросом
Как МСП отреагируют на новые налоги 2026 году
Аналитика,
Попытки дробления на фоне налоговых изменений будут, но кратковременные
«Дети всегда найдут, во что поиграть»
Мнения,
Как блокировка Roblox в России повлияет на рынок компьютерных игр