До звезды

6 декабря 2007, 00:00

С началом распродажи участков на Луне люди перестали наконец мучиться вопросом, что подарить человеку, у которого все есть. В материальном плане получатель ничего от такого подарка не выигрывает, зато он может гордиться своим соседством со звездой

Главный герой фильма «Русалка» занимается продажей участков на Луне. Точнее было бы сказать — впаривает сертификаты о владении лунными наделами одуревшим от скуки богатым предпринимателям. Нормальный мос­ковский бизнес. Его владелец крут и гламурен. «Могу предложить вам участок около Майка Тайсона.

Все ископаемые — ваши». Жена толстого апатичного бизнесмена капризничает: «Не хочу рядом с Тайсоном!» Муж не выдерживает: «Ты что, там жить собираешься?!»

Очень реалистично. В конце декабря спрос на лунные участки резко возрастает. В общей сложности владельцами кусочков Луны стали уже два миллиона человек, из которых 7868 — россияне. Крупные участки уже кончаются, выставленные на продажу идут с пометкой «последние». Цена надела размером со сто футбольных полей (177,7 ак­ра) — 49 962 руб. А стандартный участок (1 акр) стоит всего 3960 руб. Сделать покупку можно по интернету.

Что получает счастливый владелец? Сертификат в красивой рамке, Лунную конституцию на анг­лийском языке, карту поверхности Луны и символическое соседство со звездой — не космической, а телевизионной. Владеть недвижимостью рядом с Мадонной, Сильвестром Сталлоне или Майком Тайсоном — мечта, на Земле неосуществимая, но на Луне вполне реальная.

Первым лунные участки начал продавать американец Денис Хоуп: 20 лет назад он приватизировал всю Солнечную систему, воспользовавшись дырой в законодательстве, существующей со времен «золотой лихорадки». Хоуп выслал сообщения о приватизации в ООН, а там не ответили ему претензией. По международным законам, если полгода претензий на землю нет, можно вступать в права собственности. Сейчас Хоуп переключился на Марс и Венеру.

Сотрудники лунного посольства в России уверены: на сегодняшний день лунные наделы — самый оригинальный подарок. «Дарят, как правило, чтобы удивить, — говорит директор московского лунного посольства Станислав Гребенников. — При этом лишь очень малый процент владельцев надеется когда-нибудь побывать на своем участке».

Научный обозреватель Валерий Чумаков собирается выращивать на Луне большие помидоры.

«Участок на Луне купил в 1998 году за 27 долларов у американца Дениса Хоупа. Когда мы списались с ним, я понял, что он — человек с хорошим чувством юмора, — рассказывает Валерий. — Площадь — 700 гектаров. Сейчас цены повысились, один гектар стоит уже 30 долларов, так что я сделал выгодное капиталовложение. На сайте агентства для меня открыт бесплатный доступ к телескопу, через который я могу смотреть на свой участок. Телескоп в Америке, поэтому я наблюдаю за ним через интернет. Участок у меня очень удачный, там могут быть залежи урана. Может, я на Луну и не полечу, но мои дети полетят. Уже в 2015 году планируется первая лунная экспедиция. Может, она на моем кратере приземлится».

В отличие от российских владельцев лунных наделов, американцы относятся к этим документам вполне серьезно. Узнав, что к 2015 году Роскосмос и НАСА планируют совместную экспедицию на Луну, американцы завалили администрацию президента и НАСА просьбами оплатить им аренду принадлежащих им участков. Собственники требуют запретить добычу полезных ископаемых на их территории, а в случае строительства базы на их «земле» обещают обратиться в суд. В НАСА говорят, что не могут полностью игнорировать эти заявления — ведь те, кто их делают, владеют участками на законных основаниях.

Доктор геолого-минералогичес­ких наук, ведущий сотрудник лаборатории метеоритики Института геохимии и аналитической химии им. Вернадского Андрей Иванов никогда не вложит деньги в участок на Луне. «В обозримом будущем и речи не может быть о развитии сельского хозяйства или туризма на Луне, — говорит он. — Нет ни такой возможности, ни необходимости. Но предприимчивые земляне продолжают искать способы делать бизнес на Луне. «Когда в наш институт привезли образцы лунного грунта, пришло письмо с предложением делать из них шарики для сувениров и авторучек, — говорит Андрей Иванов. — Но как доказать покупателю, что шарик действительно с поверхности Луны?»

Нужны ли покупателям лунных участков доказательства? Всякий нормальный человек понимает, что Луна — подарок символический, а в реальности существует лишь рамка с фотографией надела. Но победить гордость и тщеславие очень трудно, даже если повод символический. Так что лунный бизнес процветает, и его ждет большое будущее.