Такой прыти никто не ждал

14 февраля 2008, 00:00

Россияне очень уверенно выступают на турнире, в котором, как предполагалось ранее, должны были солировать норвежские и немецкие спортсмены. Сначала Максим Чудов бросил вызов девятикратному чемпиону мира Уле-Айнару Бьорндалену, а затем Альбина Ахатова и Екатерина Юрьева разрушили гегемонию немецкой женской команды

По чистой случайности 42-й чемпионат мира начался вовремя. За сутки до первого старта на стадионе загорелась одна из комментаторских кабин. Организаторы сделали вид, что ничего особенного не произошло — так, обычное короткое замыкание, однако последствия грозили катастрофой. Не окажись рядом бдительный волонтер Берье Карлссон, пожар вполне мог распространиться на весь стадион. Однофамилец известного на весь мир «мужчины в самом расцвете сил» как раз проходил мимо и учуял запах гари. Не дожидаясь приезда пожарных, он погасил огонь, и праздник биатлона был спасен. Не на шутку перепуганные устроители немедленно заменили в комментаторских кабинках все обогреватели. На всякий случай.

Биатлон — удивительный вид спорта, завоевавший громадную популярность в Европе буквально в последнее десятилетие. Конечно, немалую роль в этом сыграло телевидение, с радостью ухватившееся за показ невероятно зрелищных, полных неожиданностей лыжных гонок со стрельбой

Эстерсунд, а если быть предельно точным в произношении, Эстершунд — город небольшой. Население — тысяч пятьдесят, дома выше трех этажей встретишь редко. Чемпионат мира для городка — событие грандиозное. Административный центр провинции Емтланд второй раз в истории принимает этот турнир и старается изо всех сил. Хозяева не скрывают: удачное проведение соревнований поможет городу выставить заявку на ближайшую зимнюю Олимпиаду. Тем более что в ста километрах от Эстерсунда, у самой шведско-норвежской границы, имеется превосходный горнолыжный курорт Оре, трассы которого считаются одними из лучших на планете.

Коррекция прогнозов

Накануне главного события в мире биатлона в успех россиян верили, пожалуй, только соотечественники. Хотя и немцы, и норвежцы — основные конкуренты в борьбе за золото — отзывались о наших спортсменах с уважением. В фаворитах, как водится, числились Бьорндален и признанный лидер женской сборной Германии Мартина Глагов. И норвежец, и немка подтвердили свой звездный статус, хотя и не настолько убедительно, как им хотелось бы. Бьорндален в очередной раз доказал, что не всегда может отыграть на лыжне промахи на огневом рубеже, а Глагов, победившая в спринте и гонке преследования, неожиданно для всех оказалась единственной немкой на пьедестале, поскольку ни одна из ее подруг по команде не смогла составить конкуренцию россиянкам. Памятуя сорванную из-за бесконечных распрей с Союзом биатлонистов России подготовку к сезону женской сборной, закончившуюся сменой тренера, нынешние достижения в Эстерсунде можно смело назвать подвигом. Хотя и здесь не обошлось без ложки дегтя. Попади в число заявленных спортсменок 35-летняя Ольга Анисимова, удачно выступавшая на Кубке мира (ее в последний момент заменили на перспективную, но неопытную Наталью Гусеву), копилка команды могла быть и полнее.

Биатлон — удивительный вид спорта, завоевавший громадную популярность в Европе буквально в последнее десятилетие. Конечно, немалую роль в этом сыграло телевидение, с радостью ухватившееся за показ невероятно зрелищных, полных неожиданностей лыжных гонок со стрельбой. Естественно, не остались в стороне и спонсоры, особенно немецкие, с пользой для себя открывшие этот вид спорта. В результате резко увеличились призовые — теперь никто и не помнит, что 12 лет назад победитель гонки мог рассчитывать на бонус всего лишь в размере нынешних 2900 евро.

Холодный нос — горячее сердце

Треугольные снежинки — эмблема чемпионата — развешаны по всему Эстерсунду рядом с плакатами со слоганом турнира «Холодный нос — горячее сердце». Церемония открытия первенства собрала рекордную аудиторию — 25 тыс. зрителей. С поправкой на приезжих, которых очень много, получается, что едва ли не каждый третий житель Эстерсунда присутствовал на этом событии. На трибунах живо обсуждалась самая горячая новость — беременность лидера женской сборной Швеции Анны-Карин Олофссон. Срок маленький — два месяца, но все-таки, согласитесь, случай неординарный.

Переживающие за свои команды болельщики заполонили крохотный Эстерсунд. Больше всего здесь норвежцев, что неудивительно — до Норвегии рукой подать. Много немцев, разворачивающих на стадионе германские национальные флаги и знамена своих фан-клубов. «Болельщики — наша главная сила. Их горячая поддержка подгоняет нас вперед», — с гордостью отметила покрасившая волосы в красный цвет Кати Вильхельм.

Россияне в Эстерсунде тоже есть. Конечно, их не так много, как скандинавов, немцев или французов, но российские триколоры видны, и шумовой эффект присутствует. Перед началом каждого старта местный массовик-затейник устраивает перекличку, и наших слышно далеко за пределами стадиона. Конечно, с ревом в ответ на вопрос «А есть ли тут норвежцы?» конкурировать сложно, да и шведов перекричать нет никакой возможности, но с представителями остальных наций россияне могут бороться на равных.

Самые колоритные болельщики, бесспорно, норвежцы. Их не только видно, но и слышно издалека. Дядьки преклонного возраста, невзирая на седины, оборачиваются в национальный флаг, надевают рогатые шлемы викингов, вешают на себя бутафорские мечи, а также кучу всяких железяк, консервных банок и прочей гремящей ерунды. Впрочем, северные олени, живущие в вольере на территории стадиона, громыхающих ва­рягов не боятся: видимо, привыкли. Кстати, неудача Бьорндалена в спринте викингов не очень огорчила. Вечером в барах раздавались такие громкие здравицы в честь великого Уле-Айнара, будто он стал чемпионом. Но мы теперь знаем, что самого быстрого биат­лониста планеты, победителя спринтерской гонки на 10 км, зовут Максим Чудов.

«Трасса здесь хорошая. Я тщательно изучил ее рельеф, все повороты и подъемы. Может, поэтому и выиграл», — сказал он после победы в спринте. Успех Чудова в Эстерсунде отнесли к разряду чудес. Ну а после того как иностранные журналисты узнали значение фамилии Максима, каламбуров было не счесть. «Имя этому чуду — превосходная работа всей команды: тренеров, врачей, массажистов, сервисеров. Без них я бы не выиграл, — пресек дальнейшее обыгрывание своей фамилии победитель. — Посмотрите, трое наших финишировали в десятке лучших спринтеров». А ведь перед гонкой явными фаворитами считались норвежцы Ханевольд и Бьорндален. Оба скандинава восприняли поражение достойно, как и подобает великим, — после награждения подняли Максима на вытянутые руки. «Для меня это был сюрприз. Вообще-то, они отличные ребята, а биатлон, наверное, самый дружный вид спорта», — радостно говорил Максим, пригласивший после победного финиша Ханевольда на чашечку кофе. Норвежец приглашение принял, пошутив, правда, что это неслыханно: «Русский пригласил только на кофе!» Впрочем, и Максим, и Хольвард планируют принять участие во всех видах программы, поэтому альтернативой кофе может пока быть только чай.