Подзабытая утеха

Владимир Ващенко
5 февраля 2009, 00:00

В комнате подпольного миллионера Александра Ивановича Корейко стояли гири, «утеха тяжелоатлета». То, что авторам романа «Золотой теленок» казалось обыденным, сегодня редкость. А между тем, гиревой спорт в России по-прежнему существует

Константина Рюриха из подмосковного Подольска гири в буквальном смысле поставили на ноги. В 35 лет кадровый офицер Советской армии получил тяжелейшую травму: невнимательный водитель грузовика придавил его машиной к стене здания. Врачи в один голос уверяли: «Ходить больше не сможет». Кроме того, ему пришлось ампутировать правую кисть.

— Все началось с того, что я стал потихоньку поднимать одной рукой двухкилограммовую гантель, — рассказывает Константин Алексеевич. — Постепенно разработал левую кисть, а позже пришла в голову мысль, как сделать протез для правой. Со временем я стал поднимать все более тяжелые гири. Опираясь на руки, которые вновь обрели силу, смог сидеть.

Еще несколько лет у него ушло на то, чтобы разработать ноги и начать ходить. Недавно Константину Рюриху исполнилось 70 лет, но он по-прежнему выступает на соревнованиях ветеранов. В 2004 году в Архангельске даже установил мировой рекорд, за час подняв пудовую гирю 1305 раз!

Макс, двадцатилетний слушатель Академии МЧС, как и Рюрих, готов рассказывать о гирях часами.

— Я попробовал себя в самых разных видах спорта — карате, плавании, многом другом. Но только гири дали мне то, что я искал, — говорит он. — Дело в том, что они развивают так называемую силовую выносливость. Например, все знают, что есть бодибилдеры, которых жен­щины ценят за красоту мышц. Но физической силой они обладают не очень большой. Тяжелоатлеты могут одним рывком поднять штангу, намного превышающую их собственный вес, но продержать такую тяжесть эти ребята способны несколько секунд, не больше. А гиревой спорт увеличивает выносливость, необходимую любому мужчине, тем более спасателю.

С мнением Макса солидарны и представители других видов спорта.

— Чтобы удар был сильным, естественно, необходимо качаться. Но если регулярно тупо тягать штангу, то со временем просто забьешь себе мышцы, — рассказывает Владимир, профессиональный боксер. — Занятия гирями позволяют развивать одновременно и физическую силу, и гибкость, что очень важно для быстрого и хлесткого удара.

Цирк уехал, гири остались

Сегодня точно не известно, когда и как зародился этот вид спорта. В архивных материалах можно обнаружить сведения о том, что несколько веков назад уже существовали предметы, напоминающие современные гантели и гири, которые весили от одного до трех пудов. На ярмарках во время народных гуляний всегда находились люди, которые были не прочь продемонстрировать свою силу, удаль и ловкость. В цирках дореволюционной России и других славянских стран упражнения с гирями были очень популярны. Но настоящий подъем гиревой спорт пережил после Великой Отечественной войны. В Советском Союзе широко пропагандировался здоровый образ жизни — достаточно вспомнить ежедневную утреннюю гимнастику по радио. Гири идеально вписывались в концепцию массового спорта, поскольку заниматься ими можно было где угодно: в сельских клубах, у себя дома, во дворе.

 pic_text1

Массовость и популярность таких занятий обеспечивали постоянный приток талантов в этот вид спорта. Единые правила появились много позже, а вначале каждый турнир самостоятельно «изобретал велосипед». Множество соревнований проводилось в армии, в различных заводских кружках. В 1985 году в Липецкой области прошел первый всесоюзный чемпионат, а спустя два года была создана Всесоюзная федерация гиревого спорта (ВФГС). Какое-то время ей потребовалось на организационное оформление, разработку единых правил соревнований, и только после распада СССР состоялся первый чемпионат мира. Кроме спортсменов из стран СНГ в нем приняли участие атлеты из Венгрии, Италии и Польши.

Золотые гири

Чтобы выйти на мировой уровень, гирям понадобился почти век.

— Сегодня мы на этот вид спорта, попросту говоря, забили, — сокрушается Марк Шутой, президент Московской федерации гиревого спорта. Он знает, о чем говорит, так как помимо административной работы сам высту­пает на соревнованиях. — Теперь многие мужики хотят быстро нарастить мышечную массу. А это требует применения различных пищевых добавок, что бесследно для организма не проходит. В нашем же виде спорта не нужно ни специального питания, ни дорогостоящего инвентаря. Только гири.

— А сколько сегодня стоит гиря весом 16 килограмм?

 pic_text2

— Недешево, около 1500 рублей, — признает собеседник. — Но ведь ее раз купил — и все, она вечная.

Снижение интереса к гирям никак не отразилось на достижениях россиян на международном уровне. Пока что наши спортсмены лучшие в мире. Причем среди них немало девушек.

— Это не какие-то культуристки, а вполне стройные девчонки, — говорит Шутой. — Им комплекция вовсе не мешает показывать результаты, которые порой превосходят мужские. К примеру, в прошлом году Татьяна Дьякова из Томи установила рекорд в рывке — подняла гирю весом 24 килограмма 108 раз.

Я видел некоторых спортсменок и могу подтвердить: выглядят девушки весьма привлекательно…

— В детстве я увлекалась лыжами, причем на серьезном уровне, — говорит Ирина Пянко. — Но успехов добиться было трудно: слишком большая конкуренция. После рождения сына один знакомый тренер предложил мне попробовать себя в гиревом споре. Я решила, почему бы и нет? Поначалу трудно приходилось: на первом чемпионате России я просто провалилась. Это меня здорово разозлило, и в 2003 году меня включили в состав сборной. Мало того, я тогда победила на мировом первенстве!

Вскоре Ира родила дочку, а всего через два с половиной месяца во второй раз оказалась лучшей в мире среди женщин в весе до 68 кг.

— Теперь у меня новая цель — стать мастером спорта международного класса, — рассказывает Ирина. — Это трудно, поскольку именно в моем весе больше всего соперниц. Но ничего невозможного нет.

По ее словам, основные конкурентки российских спортсменок сегодня — соседки из Латвии и Украины.

Олимп почти не виден

Вожделенная мечта руководителей Всероссийской федерации гиревого спорта — включение их вида в олимпийскую программу. Но этого не произойдет до тех пор, пока не наберется достаточное количество стран-участниц.

 pic_text3

— По массовости мы даже превосходим некоторые олимпийские виды спорта, — отмечает Игорь Солодов, вице-президент ВФГС. — Но беда в том, что с российскими силачами просто некому конкурировать. Два-три атлета из стран ближнего зарубежья не в счет. На всех чемпионатах мира русские стабильно берут золото.

Тормозит развитие этого спорта и невнимание к нему телевидения.

— Мы всегда приглашаем на соревнования корреспондентов с различных телеканалов, но приходят они чрезвычайно редко. Скорее всего, потому что больших денег на показе гиревого спорта сегодня не заработаешь, — огорчается Солодов.

На телевидении это подтвердили. В пресс-службе ВГТРК сказали, что, несмотря на всю привлекательность гиревого спорта, зрелищных соревнований, которые достойны внимания, слишком мало. О том, что существует подвид — гиревое жонглирование, знают, но показывать не планируют.

— В гиревом спорте нет массовости — народ просто-напросто не клюнет на трансляцию, — считают и в службе спортивных новостей «Первого канала». — А ведь мы в паузах прокручиваем огромное количество рекламных роликов. Телевидение — это тоже бизнес.

Подайте пятачок на значок

Другой не менее важной проблемой остается финансирование. До недавнего времени ситуация в этой сфере походила на катастрофу.

— Буквально три года назад денег, которые выделял Росспорт, хватало только на атрибутику, — рассказывает Солодов. — Сейчас наметилась некоторая тенденция к лучшему. Финансов стало хватать на организацию чемпионата России, Кубка страны, проведение допинг-контроля.

— Вообще гиревой спорт жив благодаря трем каналам получения денег, — добавляет Марк Шутой. — Это членские взносы самих спортсменов, которые серьезной погоды не делают, спонсорская поддержка и поддержка государства. В Москве спонсоров нет, вот в регионах — другое дело. Там есть немало людей, которые, перестав заниматься на серьезном уровне, преуспели в бизнесе, но не забыли своих товарищей-гиревиков.

 pic_text4

Сам собой возникает вопрос: если сегодня данный вид спорта никак не назовешь коммерческим, за счет чего выживает большинство спортсменов?

— Сейчас ни один атлет не живет за счет гирь, все зарабатывают деньги где-то еще, — говорит Шутой. — Так, гиревым спортом занимаются многие военнослужащие. Вообще, если бы не секции Минобороны и МВД, то о гиревом спорте в России можно было бы забыть. Огромное количество чемпионов страны и мира — выходцы из этих структур. Конечно, наш вид спорта не умрет до тех пор, пока у кого-то в деревне или на балконе будут гири, с которыми можно заниматься. Но система подготовки атлетов без государственной политики невозможна. Надо поднимать детские спортивные школы. Именно там поддержка государства сегодня нулевая.

Детско-юношескую секцию гиревого спорта пришлось искать через знакомых — иных способов узнать о ее местонахождении не было. Секция расположилась на чердаке обычной московской школы. Здесь нет ни раздевалки, ни душа, однако тренер Владимир Горелов, похоже, рад и такому помещению.

— Я даже не скажу точно, сколько лет я безуспешно пытался начать занятия, буквально выбивая места для тренировок. Раз шесть, как только мы открывались, нас сразу же закрывали под различными предлогами: то пожарная безопасность не соблюдается, то еще что-то в этом роде, — жалуется он.

Большинство учеников — 10–12-летние мальчишки, которые только начали заниматься. Но есть и взрослые — кому-то уже за сорок. Каждый ведет тетрадку, где подробно расписана программа тренировки. Внешне все выглядит довольно серьезно, однако популярности гирям это не прибавляет.

— Год назад я пришел в управу района с предложением открыть секцию гиревого спорта, — вспоминает Горелов. — Одна сотрудница встретила меня такими словами: «Я помню ваш звонок. Вы у нас хотите создать новый вид спорта».

Вожделенная мечта руко­водителей Всероссийской федерации гиревого спорта — включение их вида в олимпийскую программу

Представьте себе японца, который спрашивает, что такое карате. Или британца, который не знает, как играют в футбол. Уверен, что его как минимум засмеют, а то могут и за сумасшедшего принять.

Мастер спорта международного класса Иван Морозов очень недоволен существующим положением дел в отечественном гиревом спорте. В родном Ростове он руководит школой гиревого спорта и еще в 2005 году предлагал изменить существующую систему, рассчитанную на чистых альтруистов.

— На Украине, например, за 1-е место на чемпионате мира по гиревому спорту атлет получает от Госкомспорта 700 долларов, за 2-е место — 500, за 3-е — 300. В России о таких призах можно только мечтать, хоть на Украину перебирайся! Почему в России мы не можем получать хотя бы столько же? — недоумевает тренер.

 pic_text5

Морозов предлагает существенно поднять стартовые взносы со спортсменов за участие в соревнованиях (сегодня они составляют от 300 до 600 рублей) и за счет этого увеличить доходы ВФГС. Однако вряд ли в период кризиса его предложение получит массовую поддержку.

В Советском Союзе гири идеально вписывались в концепцию массового спорта, поскольку заниматься ими можно было где угодно: в сельских клубах, у себя дома, во дворе

Зато исконно российский спорт активно развивается за границей. Существует несколько крупных израильских клубов, основанных выходцами из бывшего СССР и России. А в США одних только интернет-сайтов, посвященных пропаганде гиревого спорта и различным методикам упражнений, огромное количество.

«В США гиревой спорт — это прежде всего бизнес. Там нет проблем ни с зарплатой тренерам, ни с гирями, ни с помещениями. Но и плата за тренировки взимается немаленькая»
 pic_text6

— В США гиревой спорт — это прежде всего бизнес. Там нет проблем ни с зарплатой тренерам, ни с гирями, ни с помещениями. Но и плата за тренировки взимается немаленькая, — рассказывает Игорь Солодов.

«Сейчас ни один атлет не живет за счет гирь, все зарабатывают деньги где-то еще. Так, гиревым спортом занимаются многие военнослужащие»

Но большинство тех, кто посещает секции в Америке, занимаются гирями для себя и вовсе не собираются участвовать в соревнованиях. Поэтому есть надежда, что и в будущем наши атлеты-энтузиасты будут обыгрывать всех подряд.

Фотографии: Арсений Несходимов для «РР»