Хаябуса вернулся из космоса

Актуально
Москва, 17.06.2010
«Русский репортер» №23 (151)
Японское агентство аэрокосмических исследований JAXA сообщило, что 13 июня капсула с космического аппарата «Хаябуса» приземлилась на военном полигоне в Австралии. Возможно, в этой капсуле образцы породы астероида

Инопланетное вещество, вероятно, находится в герметичном контейнере, приземлившемся на парашюте в австралийской пустыне (на момент подписания номера в печать капсула еще не была вскрыта). Подобных событий в истории человечества не было никогда. Породы удавалось доставлять только с Луны. В последний раз лунный грунт привозил советский аппарат «Луна-24» в 1976 году, то есть 34 года назад.

С тех пор мы только собирали то, что само к нам падало — метеориты. А из-за пределов системы Земля — Луна мы вообще никогда ничего не доставляли, и аппараты из дальнего космоса никогда еще не возвращались. «Хаябуса» — первый и пока единственный.

Он стартовал 9 мая 2003 года с целью забрать вещество астероида Итокава, находящегося в 300 млн км от Земли. Пролететь ему пришлось, конечно, больше, так как разгонная орбита включала возврат к Земле и ускорение за счет гравитации нашей планеты. В результате зонд прибыл к астероиду 12 сентября 2005 года, пролетев 2 млрд км.

На расстоянии  в 300 млн км управление с Земли невозможно: обмен сигналами занимает 35–40 минут. Японский аппарат сумел в автоматическом режиме найти несущийся в космосе булыжник длиной в 500 метров, дважды сесть на него, забрать грунт (надеемся, что так, потому что телеметрия в тот момент отказала) и вернуться домой.

Зонд путешествовал семь лет и за эти годы набрал целый букет всевозможных поломок. Сначала, перед посадкой на астероид, отказали два из трех гиродинов — устройств, стабилизирующих положение аппарата. Но японцы все же посадили его, причем вертикально: трубка для забора породы находилась под днищем зонда, и сажать его иначе не имело смысла. К тому же по техническим причинам нужно было попасть в 60-метровый круг на поверхности, что аппарат тоже выполнил.

Когда японцы — для верности — сажали аппарат второй раз, началась протечка топлива из двигателя. Топливо облаком окружило зонд, и связь с ним была потеряна на семь недель. Когда связь восстановили, выяснилось, что двигатель потерян безвозвратно.

У «Хаябусы» было два типа двигателей: обычные химические и ионные. Последние работают за счет выброса через сопло ионов газа ксенона, а энергия для них берется от солнечных батарей. Когда отказал химический двигатель, пришлось оперировать только ионными.

Дальше больше. В рабочем состоянии остался только один ионный двигатель из четырех — резервный, но японцы «собрали» из уцелевших частей остальных еще один, и на нем аппарат полетел к Земле. К тому же отказал аккумулятор, и запускать ионы пришлось прямо от солнечной батареи. По ходу изобреталось множество вещей: например, японцы рассчитали, как стабилизировать положение корабля за счет давления солнечного света (задача сама по себе нетривиальная, а тут еще для аппарата, у которого почти ничего уже не работает).

Так, на одном двигателе, с полностью выключенной системой ориентировки и сломанным аккумулятором «Хаябуса» добрался до Земли, сбросил кап­сулу с грунтом и приземлил ее в заданном семь лет назад районе. Почти чудо. Теперь капсулу транспортируют в Японию, где откроют под вакуумом, дважды очистив от земных загрязнений.

— Это огромное техническое достижение, причем за сравнительно небольшие деньги (стоимость проекта — около $130 миллионов. — «РР»), — сказал нам Александр Базилевский, заве­дующий лабораторией сравнительной планетологии ГЕОХИ им. Вернадского. — Даже если образец не был взят, то, что «Хаябуса» долетел до астероида, поизучал его, прикоснулся к нему и вернулся на Землю — это уже достижение. Про японцев говорят, что они умеют лишь хорошо внедрять чужие разработки. А тут они взяли и сделали то, чего ни американцы, ни европейцы, ни мы не сделали. Но и в научном плане значение доставки образца вещества с ас­тероида Итокава очень велико.

У партнеров

    «Русский репортер»
    №23 (151) 17 июня 2010
    Африка
    Содержание:
    Реклама