Башкирская политическая старость

15 июля 2010, 00:00

Уголовное преследование членов семьи или отказ от попыток сохранить власть — судя по всему, перед таким выбором оказался сейчас Муртаза Рахимов. Это стало понятно после очередного витка противостояния между президентом Башкирии и Кремлем

Cын президента Башкирии Урал Рахимов мог быть настоящим заказчиком убийства нотариуса Галины Перепелкиной, жены бизнесмена Юрия Бушева. Эти показания Юрий Бушев дал в ходе следствия по делу своего бизнес-партнера, экс-сенатора РФ от Башкирии Игоря Изместьева, обвиняемого, в частности, в организации убийства Перепелкиной. Сам Изместьев утверждал, что Урал Рахимов «физически устранил» еще и Валерия Сперанского, главного бухгалтера «Башнефтехима» и торгового дома «Башнефтехимторг», через который реализовывалась вся продукция уфимских НПЗ.

Но следствие сочло организатором обоих убийств именно Изместьева. Показания Бушева и самого Изместьева в расчет не приняли. Возможно, сейчас о них вспомнят снова.

Дело в том, что между властями Башкирии и федеральным центром началась борьба, ставка в которой — условия ухода Муртазы Рахимова со своего поста осенью 2011 года.

— Рахимов хотел бы уйти в таком же формате, как Шаймиев, — считает политолог Алексей Макаркин.

Напомним, президент Татарстана ушел со своего поста с почетом: специально для него была создана должность государственного советника республики, а главой республики стал его ближайший соратник Рустам Минниханов.

В качестве трибуны для обсуждения будущей передачи власти своему человеку Муртаза Рахимов использовал состоявшийся в июне 3-й Всемирный курултай башкир.

Ответом Москвы стала информационная контратака. Телеканалы «Первый» и НТВ, а также «Российская газета» синхронно выдали материалы о коррупционности башкирской власти, героем которых стал Урал Рахимов. Стало понятно, что в Москве могут вспомнить не только обвинения в убийствах: в начале нулевых годов предприятия башкирского ТЭКа активно использовали разные схемы ухода от налогов. Дочерние структуры «Башнефтехима», регистрировались на территории космодрома Байконур, находящегося в Казахстане, но арендованного Россией, где существовал льготный налоговый режим. Бюджет в результате применения этой схемы недополучил около 8 млрд рублей. Убитый Валерий Сперанский, будучи главбухом, как раз противился использованию этой схемы.

Властям Башкирии не привыкать торговаться с Москвой. Только на этот раз аргументов у них значительно меньше, чем раньше. Ведь в результате последнего торга семья Рахимовых лишилась главного актива — предприятий республиканского ТЭКа. Формально будучи государственными, они контролировались Уралом Рахимовым еще с конца 1990-х, а в 2003 году он задешево их приватизировал. Это вызвало возмущение федерального центра, и в 2004 году, накануне выборов президента Башкирии, начался торг с Кремлем о возвращении этих активов. В первом туре Муртаза Рахимов победить не смог и понял, что заводы придется отдать. Он срочно встретился в Москве с Владимиром
Путиным и, видимо, договорился.

Но семья Рахимова отдала активы не просто так, а провернув изящную комбинацию: все акции предприятий были пожертвованы в четыре благотворительных фонда, формально никак с семьей Рахимовых не связанных. А уже те продали их АФК «Система» за 67,8 млрд руб­лей. В результате семья Рахимовых, судя по всему, осталась при деньгах, но без былых рычагов влияния. Поэтому в нынешнем споре она проигрывает.

8 июля парламент Башкирии лишил Урала Рахимова депутатского мандата.

— Это финал истории. Видимо, договоренность между Москвой и Уфой по условиям, на которых клан Рахимовых уходит от власти, наконец появилась, — считает политолог Николай Петров. И очевидно, что преемственности по татарскому образцу Рахимов не добился. Республикой с осени 2011 года, судя по всему, будет управлять человек, учитывающий интересы прежде всего АФК «Система» и Кремля.