7 вопросов Михаилу Гельфанду, профессору, доктору биологических наук

Интервью
Москва, 22.07.2010
«Русский репортер» №28 (156)
Более 2200 ведущих российских ученых подписались под письмом, адресованным президенту России. Такого массового обращения деятелей науки к власти не было никогда. Ученые просят совсем немного: увеличить финансирование, распределяемое через грантовые фонды РФФИ (Российский фонд фундаментальных исследований) и РГНФ (Российский гуманитарный научный фонд). Только эти два фонда дают деньги для «небольших научных групп, “научной пехоты”». «РР» побеседовал с одним из подписантов — доктором биологических наук Михаилом Гельфандом

1. Каким образом вы предлагаете финансировать фундаментальную науку?

Перейти к международной прозрачной экспертизе с привлечением иностранных экспертов. Главное — нужно давать деньги не институтам, а конкретным исследовательским группам. И нужно повысить сумму грантов основных фондов. Поглядев вокруг, легко увидеть, откуда взять деньги.

2. Почему же гранты на исследования урезаются?

Главная причина — в неправильном понимании сущности фундаментальной науки, от нее требуют прикладных ре­зультатов. Чиновники Министерства образования и науки, например, говорят нам: «Мы деньги на исследования даем, а чайники до сих пор в Китае покупаем». Но производство чайников — не задача фундаментальной науки.

3. Среди подписавших обращение к президенту практически нет гуманитариев. Это означает, что для них гранты не так важны?

Я вообще считаю: достоинство письма в том, что его подписали естественники. И по поводу того, кто должен работать на гранты, у меня несколько экстремистская точка зрения. К примеру, археология может и должна поддерживаться грантовой системой, как и «полевая» социология и экономика… В каком-то смысле это все естественные науки. А вот глубокие гуманитарии — политологи, философы — должны жить за счет преподавания в университетах. Правда, для меня и математика в значительной степени гуманитарная наука.

4. В приложении к письму говорится, что в первую очередь следует поддержать лучшие научные группы. Разве это не приведет к централизации науки? Все деньги уйдут в Москву.

Заметьте, среди тех, кто подписал письмо, московских ученых меньше половины. География подписавшихся очень широка. Прелесть фундаментальной науки в том, что ею можно
заниматься где угодно. При этом не обязательно, чтобы все члены группы находились в одном городе или даже стране. Та же грантовая система, к примеру, в США, наоборот, приводит к децентрализации науки, когда в каждом крупном городе страны есть сильные локальные научные группы, которые вполне могут работать самостоятельно.

5. Как нужно контролировать результаты работы по грантам?

Давайте я вам лучше расскажу о том, как не нужно. Неправильная система генерит большое количество бумаг. Есть такое понятие — «грантовая история». Каждый руководитель группы заинтересован в том, чтобы выполнить программу, на которую он подписался. Если человек собирается заниматься наукой долго, у него рано или поздно появляется репутация, которую не хочется портить. Если вы просто проели финансирование, то вы его больше не получите. Фундаментальной науке отчет как таковой не нужен. Хороший научный отчет — это фактически список публикаций.

6. Приведите конкретный пример, когда из-за недостаточного финансирования исследование заморозилось.

Недавно без гранта остались биологи с археологами, которые хотели исследовать молекулярными методами эволюцию развития пород лошадей по ископаемым данным. И просили-то всего 500 тысяч рублей.

7. Может ли случиться так, что грант получит не гениальный ученый, а посредственный, но амбициозный?

Неамбициозный ученый — персонаж мифический. Представьте только: я знаю то, чего никто больше не знает! И гранты тут ни при чем. Получение гранта — признание не гениальности, а компетентности. Согласитесь, экспериментальному био­логу в любом случае нужны приборы и расходники, каким бы гениальным он ни был. А они стоят денег.

У партнеров

    «Русский репортер»
    №28 (156) 22 июля 2010
    Башкирия
    Содержание:
    Фотография
    От редактора
    Вехи
    Путешествие
    Реклама