Пресс-релиз о русской душе

Григорий Тарасевич
22 июля 2010, 00:00

Психологи из Университета Мичигана провели исследование: сравнили психологическое состояние русских и американцев. В пресс-релизе по этому поводу сообщается, что нам в большей степени присущ мрачный взгляд на жизнь… Впрочем, если внимательнее ознакомиться с исследованием, то начинаешь понимать, что разница между Россией и США совсем в другом. Просто за океаном хорошо умеют подавать публике свою науку. А у нас нет

А

мериканские ученые раскрыли наконец тайну русской души.

Теперь я сумею понять Толстого с Достоевским по-настоящему. И любить березки с водкой смогу на строго научной основе. По крайней мере так сообщают информационные агентства.

Социальные психологи предложили русским и американцам пройти специальные тесты — вроде как настроение измерить. Выяснилось, что наших сограждан чаще посещают печальные мысли, они больше фокусируются на чем-то неприятном и тоскливом. Американцы куда жизнерадостнее. Но при этом русские проявляют меньше признаков депрессии. Вот такой парадокс.

Как поясняют ученые, это, возможно, потому, что мы воспринимаем беды более отстраненно. И готовы обвинять в своих неудачах что угодно: судьбу, обстановку в стране, родителей, погоду — только не самих себя. Американцы же, если начинают копаться в себе, делают это всерьез. И докапываются до того, что впадают в депрессию, поставляя новых клиентов многочисленным психоаналитикам и производителям таблеток.

Перечитав это сообщение, сделанное по мотивам университетского пресс-релиза, я задумался о судьбе России. Примерно так: вот он, источник вечной русской тоски, вот она, наша духовная сила и мощь, вот оно, исконно-посконно-кросскультурное…

Согласно должностной инструкции, если у меня появляются мысли о родине, я должен срочно писать колонку. Что и начал делать. Но тут мой занудный взгляд упал на размеры выборки, которая использовалась американскими учеными. Оказалось, что в США были опрошены 85 человек, а в России — 83. При этом все представители американской нации учатся на младших курсах Университета Мичигана, а для создания обобщенного образа русского народа взяты студенты Московского государственного областного университета (это бывший пединститут имени Крупской).

Не буду спорить, идея исследования достаточно интересная. Но уж больно мало людей опрошено. С таким размером выборки можно выступать разве что на снисходительной конференции молодых ученых. Даже на дип­ломную работу она не тянет. Предполагаю, что авторы исследования прекрасно все понимают. И, если что, опросят еще не одну сотню русских и американцев. Но дело-то не в этом. Все равно пресс-служба Университета Мичигана не поленилась выпустить пресс-релиз с бойким заголовком: «Задумчивые россияне имеют меньше проблем, чем американцы». А рядом с ним сообщения о том, что «найден ген, отве­чающий за редкую форму глухоты», о том, «почему черные чаще болеют раком» и так далее.

Теперь давайте посмотрим на сайты российских университетов. Даже на самых солидных из них читаем: «Торжественное вручение свидетельств выпускникам спецкурса факультета политологии» (МГУ), «Магистрам дали больший выбор» (СПбГУ), «Себе и людям» (УрГУ). Такое впечатление, что американцы все время совершают великие открытия, в то время как русские проводят торжественные церемонии, награждения, симпозиумы и совещания.

Можно, конечно, высыпать себе пепельницу на голову и начать стонать о судьбах русской науки: все развалилось, мозги утекли, денег нет и так далее. Некоторая доля истины в этом есть. Только вот исследования такого уровня, о котором гордо сообщал Университет Мичигана, у нас проводятся сотнями, если не тысячами. Но никто не пишет об этом пресс-релизов. Не умеет, не хочет, не видит в этом смысла.

Раз уж я взялся писать о русском менталитете, то тут лучше говорить не о депрессии, а о скромности. Мы категорически не умеем подавать себя. Это касается не только науки. Почему-то большинству приличных людей (у неприличных с этим все в порядке) стыдно себя пиарить. Это относится и к студентам, и к учителям, и к врачам, и ко многим другим. И поверьте, моя выборка в данном случае побольше, чем у ученых из Мичигана.