Трендовые новости

Тренды
Москва, 07.11.2013
«Русский репортер» №44 (322)

Комментарий

«Запрограммированная гибель раковых клеток»

Валентин Власов, академик РАН, директор Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН

Препарат против рака — лактаптин — на основе пептида из грудного молока успешно проходит доклинические испытания в новосибирском институте

Грудное молоко — сложный раствор, который содержит много веществ, выполняющих разные функции. Во-первых, это питательные вещества. Во-вторых, вещества, защищающие младенца от инфекционных заболеваний, например различные антитела. В-третьих, в последнее время было показано, что там есть еще и регуляторные молекулы РНК. В общем, это сложная система, где, как оказалось, содержится и вещество, которое губительно действует на опухолевые клетки.

Это было обнаружено несколько лет назад нашими учеными. Стали выяснять, что это такое, и обнаружили, что это пептид — короткий белок из нескольких десятков аминокислот. Структуру расшифровали, а затем сделали генно-инженерный продуцент. То есть теперь мы можем получать этот пептид не из молока, а нарабатывать его в культуре клеток.

Мы его даже немножко изменили, чтобы он не так быстро разлагался в организме. Затем провели испытания на клетках опухоли и на здоровых: лактаптин подавляет размножение опухолевых клеток, а на здоровые не действует. Выяснили механизм: пептид вызывает апоптоз, запрограммированную гибель раковых клеток. Опыты на мышах показали, что на уровне организма все происходит точно так же: препарат убивает опухоли двух типов, уничтожает метастазы и совершенно нетоксичен.

Руководит всеми работами заведующий лабораторией биотехнологии нашего института Владимир Рихтер. Доклинические испытания близки к завершению, на оче-реди — клинические. Для них еще предстоит получить финансирование, конечно, но ситуация очень хорошая, поскольку вещество абсолютно не токсично.

260 000 000 человек в мире владеют русским языком, согласно оценке аналитиков, опубликованной на демографическом ресурсе «Демоскоп weekly». Русско-язычие стремительно сжимается: в 1990 году русский понимали 312 млн человек, к 2015-му таких будет 243 миллиона, а к 2050-му — всего 143 миллиона.

Найти сверхновую

Последняя известная сверхновая в Галактике взорвалась в 1604 году. В то время еще не было даже телескопа Галилея, поэтому сверхновую астрономы наблюдали лишь невооруженным глазом. С тех пор много звезд в Галактике взорвалось, но ни одного наблюдения так и не было сделано. Для астрономов стало бы трагедией пропустить очередной взрыв. Несколько ученых предложили способ повернуть телескопы в нужное место в нужное время. В работе, опубликованной в журнале препринтов arXiv.org, авторы утверждают, что обнаружить сверхновую будет возможно по потоку нейтрино. Такой поток идет непосредственно перед взрывом, и нужно лишь точно определить место на небе, откуда летят частицы. Кандидатов в сверхновые предполагается искать новым нейтринным детектором в горах Японии. Ученые рассчитывают, что успешное наблюдение галактического взрыва будет проведено в ближайшие 50 лет. (1)

ВИЧ лечили антителами

Сразу две группы американских ученых сообщили о перспективной терапии против вируса иммунодефицита человека (ВИЧ). Обе группы использовали антитела — белки иммунной системы, полученные от людей, которые долгое время были заражены вирусом, но не заболели СПИДом. Идея состояла в том, что антитела таких людей особенно сильны и могут справиться с инфекцией. Эксперименты ставили на макаках-резусах, зараженных вирусом, близким к ВИЧ. В обоих случаях успех впечатляет: вирус исчезал из крови макак примерно через десять дней после начала терапии и затем не выявлялся несколько месяцев. Сейчас ВИЧ-инфицированных лечат комбинацией лекарств, которая переводит болезнь в хроническую форму. Терапия антителами дает надежду на полное излечение. (2)

Исследовали лингвистический ген мышей

До 2001 года было неизвестно, какие гены обеспечивают исключительные способности человека к языкам. Тогда же был обнаружен ген FOXP2, поломки в котором ведут к речевым расстройствам. Сегодня известно, что этот ген ключевой в эволюции речевой функции у человека. Но как он действует в мозге, остается загадкой. Недавно американские биологи обнаружили первый механизм, который регулирует FOXP2: он действует на образование связей между нервными клетками в области мозга, отвечающей за язык. Это изучалось на мышах, которые хоть и не умеют наизусть прочесть Шекспира, но кое-какими сигналами обмениваются. И соответствующая область мозга у них тоже есть. Выяснилось, что наш человеческий ген регулирует работу еще одного гена — SRPX2. А тот в свою очередь контролирует нервные связи. (3)

Рассчитали углеродные волокна

Атомы углерода могут сложиться в самые разные формы: алмаз, графит, графен, фуллерены и так далее. Форма зависит от того, в каком направлении и сколько связей образуют соседние атомы. Например, графит — это слоистая структура, алмаз — прочная трехмерная решетка. Поиск новых форм продолжается. Особенно интересуют химиков давно предсказанные, но так и не полученные карбоны — волокна углерода, упакованные упорядоченно (то, что сейчас называют углеволокном, — несколько другое вещество). И вот трое химиков, работающих в Китае, США, Японии и России, рассчитали стабильный вариант карбоновой нити. (4)

Источники: (1)  Scott M. Adams et al. // arxiv.org/pdf/1306.0559v1.pdf. (2)  Barouch D. H. et al. // Nature. Published online October 30, 2013; Shingai M. et al. // Nature. Published online October 30, 2013. (3)  Sia G. M , Clem R. L., Huganir R. L. // Science. Published online October 31, 2013. (4)  Jian-Tao Wang, Changfeng Chen & Yoshiyuki Kawazoe // Scientific Reports. 2013.  V. 3. N. 3077.

Потусторонние силы