Театр

Афиша
Москва, 08.04.2019
«Русский репортер» №6 (470)

Дискотека 80-х и Гамлет-женщина

Елена Смородинова, театральный обозреватель «РР»

Один раз я написала текст с названием вроде «Пять героев “Золотой Маски”, которые точно не получат приз, но вы должны о них знать». А двое взяли и получили. С тех пор я стараюсь не делать ставок, потому что «Золотая Маска» любит сюрпризы. В разные годы никто не ждал, что награды получат «Зажги мой огонь» Саши Денисовой и Юрия Муравицкого, «Акын-опера» Всеволода Лисовского с мигрантами (команда спектакля бежала с балкона — настолько не ждали награды) или пиар-менеджер костромской независимой компании «Диалог Данс» Маруся Сокольникова, претендовавшая вместе с балеринами на лучшую женскую роль в балете и получившая спецприз от жюри.

Поэтому просто зафиксирую.

Три претендентки на «Лучшую женскую роль» играют мужчин. Страстный и стальной Комиссар Анны Блиновой, самый нежный Тузенбах Дарьи Мороз и сильный, по-детски чистый Гамлет Лауры Пицхелаури. И ни одно из прочтений не выглядит решением ради решения.

Номинация «Эксперимент» — всегда самая сложная и самая интересная. Тут обычно оказываются и работы по поиску на поле границ театра и современного искусства, например, и социальные проекты. В этом году я снова совершенно не представляю, как жюри будет делать выбор. Тут и мегаломанские «Орфические игры» Бориса Юхананова — 12 спектаклей, шесть дней и около сотни участников. И стебный панк-концерт театра «Тру» «Фразы простых людей»: две актрисы кладут на музыку Настасьи Хрущевой фразы из одноименного паблика «ВКонтакте», переводя их на французский — и сразу вспоминается: «…Итак, писала по-французски». Кстати, вы представляете, как звучит «Муж объелся груш» на французском?

И дискотека восьмидесятых от театра post: под пьесу Павла Пряжко, являющую собой трек из 11 хитов советской эстрады, пляшет весь состав маленького театра — актеры, директор, худрук. А песни оказываются историей одной жизни — со взлетами, падением и смертью.

Или «Разговоры» Бориса Павловича в «Квартире» — пространстве, в которое превратилась реальная питерская коммуналка, кажущаяся теперь местом не только с разлитой по воздуху возможностью творить и говорить, но еще и с максимальной концентрацией города-мифа — Петербурга-Ленинграда.

И еще соображение, которое можно назвать эйджизмом, но хочется зафиксировать. Молодому режиссеру теперь может быть не за тридцать — ближе к сорока. Среди номинантов и правда много молодых. Но моя героиня — Елена Павлова. Ее «Снегурочка», претендующая на награду в опере, — дипломная работа. Павловой хватило смелости попросить поработать с этим материалом автора, известного композитора Александра Маноцкова, а Маноцкову хватило щедрости и мудрости на эту просьбу откликнуться.

Когда ты смотришь на эту интересно организованную современную оперу, объединяющую и театр художника, и физический театр, а после узнаешь, что проект полностью независимый, Снегурочка не только поет сложнейшую партитуру, но и делает сложные стильные прически другим актрисам, — начинаешь как-то очень верить. И в горизонтальный театр, и в независимые проекты, и в театр как таковой. А главное — в себя.

Знакомые чувства, смешанные лица

Режиссер Кристоф Марталер

Театр «Фольксбюне» на сцене Театриума на Серпуховке (Москва)

18/04, 19/04

 079_rusrep_06-8.jpg

Два года назад берлинский театр «Фольксбюне» покинул Франк Касторф после 25 лет оригинального и успешного руководства, а весь репертуар театра перестал существовать. Кроме Касторфа в «Фольксбюне» ставил спектакли Кристоф Марталер, и критики считают «Знакомые чувства, смешанные лица» одним из шедевров режиссера. Марталер и артисты смогли восстановить работу для гастрольных показов, а «Золотая Маска» привозит спектакль в Москву. Увидеть постановку, действие которой происходит в музее, откуда вынесли все экспонаты, обязательно для театралов и всех, кто хоть раз размышлял о быстротечности человеческой жизни.

Три сестры

Режиссер Саймон Стоун

Театр Базеля (Швейцария) на сцене Театра им. А. С. Пушкина (Москва)

01/05, 02/05

 079_rusrep_06-5.jpg

Саймон Стоун родился в Австралии, но работает по большей части в Европе. Его «Три сестры» 2017 года стали спектаклем-открытием главного фестиваля всего немецкоязычного региона Theatertreffen. Стоун сочиняет свой спектакль, будто бы вступая в диалог с Чеховым — по сути, создавая собственный текст.

Марина Давыдова, главред журнала «Театр» и один из создателей фестиваля Net, называет постановку Стоуна, которую привозит «Золотая Маска», примером актуализации самого высшего разбора. «“А кем был бы сегодня Вершинин?”, “А чем занималась бы Ольга?” — по ходу спектакля ты начинаешь невольно задавать себе эти вопросы и почти сразу получаешь на них очень точные ответы», — пишет Давыдова.

Poe. Tri.

Режиссер Максим Карнаухов

«Театр. На вынос» (Санкт-Петербург) в Москве, место сбора будет объявлено дополнительно

20/04-23/04

 079_rusrep_06-4.jpg

Спектакль «Театра. На вынос» называют циклом иммерсивных спектаклей-прогулок с поэтами по значимым для них местам города. Работа претендует на награду в номинации «Эксперимент». Героем моего конкурсного показа был Дмитрий Воденников: его Сокольники — с каплями дождя на ветках, светящимися на солнце, воробьиным раем —трамваем, строками, расклеенными по фонарным столбам и превращенными в граффити на гараже… «Золотая Маска» в городе показывает Poe. Tri. Еще раз для всех желающих: регистрацию откроют 10 апреля в 12.00, а имена героев-поэтов и места сбора объявят дополнительно.

1968. Новый мир

Режиссер — Дмитрий Волкострелов

Москва, Музей современного искусства «Гараж»

15/04

 079_rusrep_06-7.jpg

Спектакль с необычной судьбой. Постановку выпустили в Театре на Таганке в юбилейный для театра 2014 год, эксперты «Золотой Маски» выдвинули ее на премию, а затем были вынуждены снять — по просьбе тогдашнего руководства театра. Летом спектакль восстановили и показали в совсем ином пространстве — на лестнице Музея современного искусства «Гараж», в здании, построенном как раз в 1968 году. И «Маска» решила номинацию повторить. Да, это одна из лучших работ Дмитрия Волкострелова, поделившая театралов и поклонников режиссера на видевших и не видевших «Новый мир». О возможности увидеть спектакль после «Золотой Маски» пока ничего не известно.

У партнеров

    «Русский репортер»
    №6 (470) 8 апреля 2019
    Политическое не страшно; страшно то, что внутри происходит
    Содержание:
    Реклама