Февральские тезисы

Ирина Васильева
28 февраля 2005, 00:00
  Сибирь

Новый закон о назначении глав регионов из центра внес коррективы в политическую жизнь страны. Выборы в муниципальные органы власти стали единственной общественной трибуной для тяжеловесов от оппозиции

Врамках предвыборного марафона в начале февраля Новосибирск и Красноярск посетил депутат Государственной Думы России Сергей Глазьев. В недавнем прошлом лидер блока " Родина", а ныне председатель общественной организации "За достойную жизнь" приехал в Сибирь поддержать единомышленников, претендующих на места в муниципальных органах власти. Вторая цель визита - подготовка к проведению всероссийского референдума, который должен повлиять на изменение политического и экономического курса в стране. Своими мыслями Сергей Глазьев поделился с корреспондентом "Эксперта-Сибирь".

- Сергей Юрьевич, в этом году начал действовать новый закон о формировании органов власти в России. Как вы оцениваете эффективность новой схемы назначения губернаторов из Кремля?

- Я убежден, что такая схема приведет не к укреплению власти, а к ее дальнейшему разложению. Это связано с тем, что замена механизма ответственности губернатора перед населением на механизм ответственности чиновников перед администрацией президента сильно снижает требования к новому руководству регионов. Губернатор должен отвечать перед населением за свою социально-экономическую политику. Никто объективнее избирателей не может дать оценку его работы, потому что последствия решений власти ощущают прежде всего граждане. Президент же может знать, как работает губернатор, только по информации от бюрократических структур. Но они будут докладывать только то, что нужно губернатору, поскольку зависят от него. Возникнет круговая порука, в которой совершенно нет механизма ответственности. Результатом станет дальнейший рост коррупции и снижение компетентности чиновников. Власть отгородится от народа, потому что люди вообще никак не смогут повлиять на нее - ни на региональных выборах, ни на федеральных. Только выборы в органы местного самоуправления будут проходить по-настоящему, но там, по большому счету, нет ресурсов для решения вопросов, которые волнуют народ.

Вопрос восстановления прав граждан избирать своих губернаторов и представителей в Госдуму по одномандатным округам мы намерены в числе других вынести на всероссийский референдум. Сейчас в наших ближайших планах - создать инициативную группу (если не удастся сделать это в столице, то в Сибири сможем) и приступить к практической работе по проведению референдума. Он может состояться уже осенью этого года.

- Как вы считаете, возможна ли в России "оранжевая" революция?

- Повторения ситуации на Украине не может быть, потому что поляризация украинского общества во многом была вызвана вмешательством Запада и России в избирательную кампанию. И со стороны представителей нашей страны оно было таким неуклюжим, что породило напряжение во взаимоотношениях с Украиной и помешало кандидату, которого поддерживал Кремль, одержать победу.

В нашем случае такого вмешательства извне не будет: мы не подвержены влиянию внешних факторов. Поэтому отношения общества и власти будут во многом зависеть от последней. Если она продолжит политику рыночного фундаментализма, суть которого - уход государства от ответственности за состояние в экономике и социальной сфере, то социальное напряжение будет нарастать. Это приведет либо к свержению нынешней власти, либо к введению пиночетовского режима, что означает политические репрессии и террор в течение двух-трех лет.

Если за счет референдума удастся добиться изменений, мы встанем на путь построения социального государства. Тогда будет отменен закон о монетизации льгот - как противоречащий Конституции и дискриминирующий граждан по принципу места жительства. К примеру, обеспеченность жителей Новосибирска в пять раз меньше, чем в столице. Фактически ни у одного региона, кроме Москвы и Тюменской области, нет средств на обеспечение социальных гарантий и выплат.

На референдум мы вынесем вопрос и о восстановлении дореформенных обесцененных вкладов населения в Сбербанке. Сейчас Россия досрочно отдает долги иностранным кредиторам, а население остается в стороне, несмотря на решение Конституционного Суда и Федеральный закон "О восстановлении и защите сбережений граждан РФ". Источником компенсаций зарплат бюджетникам может стать природная рента. Принятие соответствующего закона позволило бы увеличить бюджет страны в полтора раза. У нас государство забирает лишь 50% природной ренты, в то время как, к примеру, в США - более 70%, а в Норвегии - 88%. Полученных денег хватило бы, чтобы профинансировать исполнение новых законов.

Увеличить уровень жизни населения поможет и отмена монополии в государстве. Экономика без свободной конкуренции не может работать эффективно. Налоговая реформа, которая предусматривает восстановление прогрессивной шкалы подоходного налога и пересмотр природной ренты, дала бы колоссальные возможности для экономического роста. Сейчас депутатам от оппозиции удалось добиться только повышения экспортных пошлин на углеводороды и налога на добычу полезных ископаемых. Наши законопроекты рассматриваются в лучшем случае отдельными фрагментами - оппозиция фактически лишена права законодательной инициативы.

- На ваш взгляд, какие конкретные шаги нужно сделать, чтобы добиться удвоения внутреннего валового продукта к 2010 году и увеличить приток инвестиций в промышленность?

- Нужно создавать условия, чтобы предприятия могли внедрять новые технологии с минимальными рисками. Для этого надо восстановить роль государства в организации кредита - вот, пожалуй, главный рычаг федеральной политики в условиях рынка. Мы уже давно предлагаем схему рефинансирования предприятий под залог их обязательств в коммерческих банках. Эта схема прекрасно себя проявила в послевоенной Европе - на ней был основан весь экономический рост в 1940-1950-х годах. Схема очень проста теоретически, но сложна в реализации. Чтобы организовать рефинансирование коммерческими банками производственных предприятий под залог их векселей, необходимо иметь уверенность в том, что они вернут кредиты. Для этого надо вести мониторинг компаний.

Когда европейцы реализовывали эту систему, то, скажем, центральные банки Германии и Франции вели мониторинг по 4-5 тысячам предприятий. Векселя платежеспособных фирм предоставлялись в качестве залогового инструмента для получения кредитов. Если мы сформируем такую систему, то у нас возникнет устойчивый приток кредитов производственным компаниям. Процентные ставки резко снизятся, и бизнес получит широкий доступ к кредитным ресурсам.

В этом же направлении должны заработать банки развития, задача которых заключается в стимулировании долгосрочных инвестиций. Схемы в мировой практике тоже отработаны. Скажем, в Японии банки развития действуют на основе сбережений населения, которые передаются банкам через министерство финансов и сберегательные кассы. В Китае подобные финансовые организации работают за счет кредитных ресурсов Центрального банка. Есть и смешанные варианты.

Применение этих инструментов стимулирования производства и нововведений требует четкого понимания закономерностей современного экономического роста, понимания приоритетов, направлений и отраслей, где мы можем получить максимальную отдачу. И самое главное - отсутствие коррупции. При нынешней коррумпированности госаппарата и некомпетентности в финансовых вопросах такие схемы чиновникам не по плечу.

- Недавно министр экономического развития и торговли Герман Греф заявил, что уже в этом году Россия может вступить во Всемирную торговую организацию (ВТО). Какими будут последствия для нашего государства?

- Многое зависит от условий, на которых мы присоединяемся к ВТО. Среди них есть ряд неприемлемых для России. Прежде всего - требования Евросоюза поднять внутренние цены на энергоносители до уровня европейских, лоббируемые "Газпромом" и РАО ЕЭС через своих западных партнеров. Для российской промышленности и сельского хозяйства это будет означать катастрофу, а для населения - лишение права на жизнь: уже сейчас коммунальные тарифы практически неподъемны для многих людей.

Нельзя принимать и требования, которые выдвигают американцы к соглашению по торговле авиатехникой. Они заключаются в снятии каких-либо ограничений по таможенным тарифам на ввоз летательных аппаратов. Если соглашение будет подписано, то Россия лишится инструмента поддержки отечественной авиационной промышленности, и отрасль, скорее всего, прекратит существование. Китай отстаивает легализацию иммиграционного законодательства, добиваясь перехода от разрешительного режима приема мигрантов к регистрационному, позволяющему китайским рабочим без ограничений приезжать в Россию. Эти требования являются абсолютно неприемлемыми.

Кроме того, все члены ВТО обязательно подписывают соглашение о субсидиях и защитных мерах, которое ограничивает формы государственного регулирования экономики. В частности, запрещается предоставление предприятиям субсидий, которые могут повлиять на их конкурентоспособность на рынке. Подписав это соглашение, Россия не сможет применять большой набор методов государственного стимулирования экономического роста. Вместо них придется использовать другие, и только при грамотной политике негативные последствия могут быть компенсированы.

- В Сибири сейчас самая "горячая" тема - разработка стратегии экономического развития региона. Какими вы видите перспективы развития этой территории?

- Сибирские ученые давно и настойчиво предлагают программу развития Сибири и Дальнего Востока. Она многократно обсуждалась во всех структурах власти, даже была официально принята, правда, в выхолощенном виде, власти осталось только ее поддержать. Главные приоритеты в программе, на мой взгляд, сформулированы правильно: комплексное освоение природных ресурсов, переход к глубокой переработке сырья, внедрение новых технологий в машиностроении, телекоммуникациях, транспортных системах, реализация научно-технического потенциала, который очень высок в Новосибирске и Красноярске. Сегодня он используется от силы на 10%. Сочетание комплексной переработки сырьевых ресурсов, которыми Сибирь очень богата, с развитием научно-технического потенциала и сферы высоких технологий - ключ к поднятию экономики региона.