Точечный подъем

Антон Ворыхалов
26 сентября 2005, 00:00
  Сибирь

Высокие темпы роста в машиностроении сегодня обеспечиваются небольшим числом успешных компаний. Наиболее эффективно работают предприятия, входящие в состав холдингов, либо поставляющие продукцию на экспорт

В 2004 году машиностроение и металлообработка показали рекордные темпы роста среди всех отраслей - 11,7%, по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат). Отрасль находится на подъеме и сейчас. По оценкам Института экономики РАН, за первые 9 месяцев 2005 года индекс производства в отрасли должен составить 112% к соответствующему периоду прошлого года.

Несмотря на быстрый рост, структурные проблемы комплекса пока далеки от решения.

Уровень износа основных фондов по-прежнему высок. По информации Росстата, в 2004 году он составил 52,5%, в то время как в целом по промышленности - 43,8%. На экономические показатели отрасли влияет повышение цен на энергоносители и черные металлы, которые составляют существенную долю в себестоимости продукции. Так, в некоторых сегментах доля металла превышает 60%. Если в целом по черной металлургии в декабре 2004 года цены выросли на 65,8% к декабрю 2003-го, то в машиностроении и металлообработке рост составил 15% (данные Росстата). Некоторые машиностроители отмечают, что возможности по перекладыванию роста себестоимости на потребителей невелики, и это приводит к снижению рентабельности.

Машиностроение "на вынос"

Продукция машиностроителей в основном потребляется на внутреннем рынке: по данным Сибирского таможенного управления, в первом полугодии 2005 года ее доля в объеме регионального экспорта составила лишь 5,2% (612 млн долларов). Весомую часть сибирского экспорта составляет продукция оборонного машиностроения. В 2004 году три ведущих предприятия сектора вывезли продукции на сумму 744 млн долларов, притом что весь сибирский машиностроительный экспорт составил 1,61 млрд долларов. Продукция "оборонки" поставляется преимущественно в страны дальнего зарубежья.

В то же время доля импорта продукции машиностроения велика как по Сибири, так и по России. Этому благоприятствует низкий уровень пошлин, который составляет 5-20% в зависимости от сегмента. Более того, некоторые производители ожидают их дальнейшего снижения. Заместитель генерального директора ЗАО "Сибтяжмаш" по внешнеэкономическим связям и маркетингу Владимир Бер отмечает, что конкурентоспособность производимой предприятием продукции (мостовых электрических кранов различного технологического назначения) на внутреннем рынке понизилась не только из-за роста цен на черные металлы, но и по причине снижения импортных пошлин на краны. Если в 2003 году объем импорта машиностроительной продукции составил 526 млн долларов, то в 2004-м он возрос до 954 млн.

И самолеты наши быстры

Российское вооружение обладает хорошей репутацией и пользуется стабильным спросом за рубежом, что позволяет оборонщикам увеличивать портфель заказов. Наибольших успехов удалось добиться НПК "Иркут" и Улан-Удэнскому авиационному заводу. Доля экспорта в выручке компаний в 2004 году составила 92%, в 2003-м превысила 90%.

Производством оборудования для оборонной промышленности также занимаются ряд предприятий в Новосибирской области. На ОАО "Катод" производят электронно-оптические преобразователи, а на их основе - приборы ночного видения. По словам генерального директора компании Владимира Локтионова, продукция поставляется отечественным приборостроительным заводам, в частности новосибирскому. В последние годы компания увеличила объемы экспорта в 5 раз, доведя его долю до 50%. В сибирском регионе "Катод" сотрудничает с рядом приборостроительных предприятий, поставляющих материалы и комплектующие.

В сегменте гражданского авиастроения можно выделить Новосибирское авиационное производственное объединение им. Чкалова, 74,5% акций которого принадлежат Авиационной холдинговой компании "Сухой". С 2003 года на предприятии реализуется программа по строительству нового отечественного среднемагистрального самолета - RRJ ( Russian Regional Jet ). В марте 2003 года проект лайнера признан победителем государственного тендера, проведенного Российским авиакосмическим агентством. Новый импульс для развития проект получил в Москве на Международном авиакосмическом салоне - 2005: там холдинг "Сухой" и правительство России подписали контракт, по которому сумма господдержки для работ по программе RRJ до 2009 года составит 7,9 млрд рублей.

Вспахать, засеять и убрать

Сельскохозяйственное машиностроение тяжело пережило кризис 1990-х годов. Прекращение государственного заказа привело к тому, что предприятия оказались вынуждены сами искать потребителей своей продукции, но новые хозяйства не могли себе позволить приобретение дорогостоящей техники. В результате выпуск тракторов с 1990 по 1998 год сократился с 214 тыс. штук до 10 тыс. Выпуск комбайнов за этот же период сократился с 82 тыс. практически до нуля: в 1998 году их произведено лишь 1200 - почти 70-кратное падение объемов производства. На спрос в секторе повлияли и появившиеся возможности импортировать технику. Потребители продукции выбирали машины иностранных производителей. Если сегодня доля отечественных зерноуборочных комбайнов составляет 83% общего парка, то их стоимость - лишь 50%.

Подъем в отрасли начался с 1999 года: сокращение импорта продовольствия и рост спроса на российскую продукцию позволили выйти из кризиса. Рост в тракторном и сельскохозяйственном машиностроении составил 33,8% в 2004 году. Тем не менее пока, по данным Министерства промышленности и энергетики РФ, загрузка производственных мощностей в целом по сегменту не превышает 20%.

В Сибири крупный центр сельскохозяйственного машиностроения - Алтайский край, где большинство отраслевой продукции составляет именно сельхозтехника. Предприятия края демонстрируют хорошую динамику. Так, ОАО "Алтайский трактор" увеличило выпуск тракторов на 37%.

Постепенный подъем сельского хозяйства стимулирует приобретение новой техники. Сельхозпредприятия закупают ее для обновления парка. В Новосибирской области Сибирский аграрный холдинг приобрел 22 комбайна у "Ростсельмаша" на сумму 2 млн долларов. Это первый столь крупный проект в Новосибирской области, прежде комбайны приобретались в основном единично. По информации "Ростсельмаша", сейчас Новосибирская область вместе с Кузбассом и Красноярским краем занимает лидирующие позиции в Сибири по объемам закупок новой техники.

Машиностроители хотят стимулировать рост спроса в секторе. "Агромашхолдинг" в августе 2005 года запустил проект "Движение навстречу". Компания планирует поставлять хозяйствам комбайны под будущий урожай. Предполагается, что помимо поддержки сельхозпроизводителей предприятие привлечет внимание органов власти и представителей бизнеса к проблемам поиска новых путей поддержки фермеров. В рамках проекта "Агромашхолдинг" поставил 15 комбайнов в хозяйство "Мельник". По схожей программе в Красноярском крае государственное предприятие "Сельхозобъединение" обеспечивает производителей горюче-смазочными материалами. С помощью подобных инициатив становится возможным поддерживать высокие темпы роста сегмента и в будущем.

Добывающие машины

Исторически производство горно-шахтного оборудования привязывалось к ключевым угледобывающим регионам СССР. Кризис в угольной отрасли 1990-х годов (в Кемеровской области добыча угля сократилась со 150 млн тонн в 1990 году до 94 млн в 1997-м) негативно сказался на этом сегменте. Ряд предприятий не сумели пережить кризисные годы, потеряв внутренний рынок сбыта.

В 2000 году был создан региональный клуб машиностроителей во многом для решения задач поддержки и развития комплекса. В него вошли руководители ключевых машиностроительных предприятий Кузбасса, чиновники областной администрации и главы некоторых угольных компаний. Подъем угольного машиностроения связан с восстановлением мощностей угольной отрасли (до 155 млн тонн в Кемеровской области в 2004 году) и существенным увеличением инвестиционных программ угольщиков. Общий объем инвестиций в угольный комплекс Кузбасса, по оценкам администрации региона, в 2005 году превысит 25 млрд рублей. Доля вложений в машины и оборудование составляет 60-70%. Не все эти суммы пойдут на приобретение отечественной техники. Некоторые угольщики предпочитают зарубежное оборудование, отмечая его более высокую производительность и надежность. В числе плюсов российской техники называются низкая цена и меньшие затраты на транспортировку и обслуживание. Иногда зарубежные компании привлекают более высоким уровнем сервисного обслуживания. Так, белорусский "БелАЗ" (основной поставщик карьерной техники для угледобытчиков Кузбасса) открыл в Кемеровской области свой единственный в России авторизированный сервисный центр.

Впрочем, и региональные компании не остаются в стороне от инвестиционного бума в отрасли. Темпы роста в машиностроении Кемеровской области за 4 месяца 2005 года составили 24% на фоне прироста промышленного производства в целом на 5%. Большим достижением можно считать подъем одного из флагманов регионального машиностроения - "Юрмаша" (Юрга). В середине 2003 года компания "Анграм плюс", управляющая Юргинским машиностроительным холдингом, приняла решение внедрить ERP-систему для управления растущим бизнесом. Процесс завершился к 2005 году, общая стоимость работ и лицензий составила около 200 тыс. евро. По словам ИT-директора "Анграм групп" Андрея Яхновца, внедрение системы позволило сократить складские запасы на 20%. Также в ходе внедрения фактически произведен реинжиниринг логистических и финансовых бизнес-процессов, определена система сбалансированных показателей для каждого завода, показатели для которой рассчитываются на основе оперативных данных. В результате компания стала стабильно поставлять продукцию угольщикам Кузбасса.

Благодаря росту индустрии повышается спрос на продукцию и других предприятий региона. Так, Красноярский завод тяжелого машиностроения, восстановивший производство экскаваторов в 2004 году, заявил, что может поставлять свою технику кузбасским угольщикам.

Охватить вширь

Перспективы ведущих предприятий отрасли опасений не вызывают: экспортная выручка позволяет им достаточно эффективно вести свою деятельность. Труднее придется тем компаниям, которые ориентируются на внутренний рынок. Для их развития нужна государственная программа поддержки отраслей, предъявляющих спрос на их продукцию.

Как говорит начальник отдела маркетинга Бийского котельного завода Дмитрий Лучихин, в настоящее время предприятие ощущает большую поддержку со стороны департамента внешнеэкономической деятельности Алтайского края: чиновники достаточно активно помогают работать на внешнем рынке. Экспорт продукции предприятия усложнен из-за того, что Бийск находится в транспортном тупике. Поэтому на заводе ведется работа по уменьшению габаритных размеров продукции, разрабатывается современное компактное оборудование, удобное для транспортировки, которое позволяет сократить транспортные расходы.

Испытывают машиностроители трудности и с привлечением долгосрочных кредитов. Относительно невысокая кредитоспособность части компаний приводит к тому, что банки не стремятся выдавать кредиты из-за риска невозврата, а возможностей выхода на финансовые рынки у машиностроителей практически нет. Поэтому сегодня основные источники инвестирования - собственные средства. Именно их рост определяет темпы развития отрасли. Изменение ситуации с привлечением средств может переломить положение дел в комплексе и увеличить число успешно работающих предприятий.