Потрясений не будет

Приходящие на сибирский рынок филиалы иностранных банков не планируют нарушать сложившийся ландшафт региональной банковской системы

Стремление развивать бизнес заставляет иностранные банки идти в регионы. В ноябре этого года в Новосибирске открылся филиал дочернего подразделения одного из крупнейших международных банков - ЗАО "Райффайзенбанк Австрия" (Москва), в 2006-м такой же филиал планируется открыть в Красноярске. В то же время уже в начале 2006 года возможно открытие филиала российской "дочки" еще одного известного банка - французского Societe Generale. Повлияют ли эти события на изменение банковского бизнеса в Сибири? Проанализируем, какими преимуществами обладают филиалы иностранных банков, с какими сегментами рынка они будут стремиться работать.

Чем богаты

Плюсов у иностранных банков много. Например, высококвалифицированный персонал. Профессионалы банковского дела из числа "местных" охотно откликаются на предложения о работе, ведь "варяги" им предлагают московский уровень оплаты труда и улучшенный социальный пакет. Это помогает сформировать профессиональную команду на местном рынке. Скорость вхождения на рынок облегчают и эффективные банковские технологии, конкурентоспособность которых проверена в том числе и на западных рынках. Сюда относятся методы продаж банковских продуктов и современное программное обеспечение.

Еще одно важное преимущество - наличие системы управления рисками, позволяющей стабилизировать финансовые результаты деятельности путем адекватной оценки рисков. Речь идет прежде всего о кредитных рисках, которые будут преобладать ввиду особенности деятельности филиалов на местном рынке. Вторичным, но не менее важным фактором выступает бренд, который ассоциируется у потребителей с качеством предоставляемых продуктов и услуг.

Западные банки отличаются от региональных большим опытом структурирования кредитов клиентов - они могут организовать оптимальную схему финансирования, используя различные финансовые инструменты, или построить график гашения, учитывающий как интересы клиента, так и банка. "Открытие в регионе филиалов банков, учрежденных иностранными кредитно-финансовыми институтами, - положительное явление для экономики региона. Благодаря этому региональные компании получают доступ к дешевым кредитным ресурсам, а главное - могут пользоваться новыми технологиями банковского обслуживания. Кроме того, это должно положительно сказаться на политике региональных банков во взаимоотношениях с клиентами", - считает Михаил Климуша, заместитель генерального директора ОАО "Белон" - компании, которая активно работает с зарубежными кредитными учреждениями напрямую.

Поле боя

Под ландшафтом банковской системы понимается всесторонняя характеристика региональной банковской системы, включая соотношение местных банков и филиалов инорегиональных банков, развитие банковской сети, объемы и структуру банковского бизнеса (уровень капитализации, объемы кредитования и привлечения средств, ориентированность на различные клиентские сегменты), уровень процентных ставок.

Появление новых игроков должно изменить баланс сил на сибирском банковском рынке - привести к перетоку клиентов, снизить уровень процентных ставок. Впрочем, пока говорить об этом рано. Во-первых, филиалы открываются только в двух сибирских городах. А во-вторых, по западным меркам конкуренция на российском банковском рынке хоть и усиливается, но еще недостаточно высока. Поэтому агрессивная политика продвижения на местном рынке со стороны его новых участников маловероятна.

Об этом говорит и начальник управления обслуживания и финансирования корпоративных клиентов ЗАО "Райффайзенбанк Австрия" Павел Гурин: "В Новосибирске вполне успешно работают и Сбербанк, и Внешторгбанк, и Сибакадембанк,и Банк "Левобережный". Мы станем только одним из банков, которые действуют на рынке наравне с другими. Здесь место есть для всех, запас роста - огромный. Cегодня у Райффайзенбанка 3,5 тыс. корпоративных клиентов, и мы концентрируем свои усилия на работе со средними компаниями. Именно поэтому нам нужны филиалы в регионах, акцентирующие внимание на среднем бизнесе. С крупными клиентами достаточно удобно работать и из Москвы". В то же время перспективные направления для капитала иностранного банка не отличаются от банковского бизнеса регионалов и старожилов - филиалов инорегиональных банков. Это розничный бизнес (ритейл) и корпоративный бизнес.

По нашему мнению, наиболее интересным сегментом потребителей услуг для филиалов "дочек" иностранных банков станут крупные и качественные корпоративные заемщики, наиболее перспективным - сегмент среднего бизнеса. "За последние 9 лет работы в России мы установили контакты с крупнейшими предприятиями Новосибирской области. В первое время будем предоставлять кредиты компаниям, которые уже давно работают на рынке. Отдельный проект - работа с малым и средним бизнесом. Когда мы приобретем достаточный опыт, большая часть активов Райффайзенбанка в Новосибирске будет предоставлена предприятиям малого и среднего бизнеса", - рассказывает председатель правления ЗАО "Райффайзенбанк Австрия" Мишель Перирэн.

Розничный рынок развивается в последние пять лет гораздо более высокими темпами, чем корпоративный. Общий корпоративный кредитный портфель российской банковской системы в 2004 году вырос на 35-37%, а розничный - на 110-115%. Тенденцию подтверждает Павел Гурин: "В прошлом году показатели Райффайзенбанка были чуть выше среднерыночных: корпоративный портфель вырос на 70%, а розничный - на 120%. Поэтому розничный бизнес важен для нас, хотя мы - универсальный банк".

Райффайзенбанк занимает активную позицию и на рынке облигационных займов. Облигации могут быть интересны региональным предприятиям с точки зрения привлечения долгосрочных ресурсов. Банк имеет сильные позиции и в организации синдицированных кредитов, когда какую-либо компанию кредитует не одно финансовое учреждение, а их пул. В этом случае организатор привлекает другие банки и может сам выступать кредитором. Например, в ноябре крупнейший региональный банк Сибири Сибакадембанк привлек синдицированный кредит в объеме более 40 млн долларов. Его организаторами выступили Райффайзенбанк и Международный Московский банк.

Будет развиваться и торговое финансирование. Основные потребители - динамичные компании, приобретающие оборудование у иностранных поставщиков. Это и крупные, и средние компании. Сегодня первую скрипку в этом сегменте рынка играют филиалы федеральных финансовых структур. У них открыт достаточно большой объем кредитных линий со стороны иностранных банков, а кроме того, приемлемы ставки по финансированию. Для региональных банков ставка LIBOR (средневзвешенная ставка по привлечению межбанковских кредитов и депозитов на лондонском межбанковском рынке) + 3-4%, для филиалов федеральных банков ставка LIBOR + 1-2% по соответствующей валюте и по срокам. Филиалы иностранных банков, безусловно, получат здесь преимущества, ведь у них таких линий будет еще больше, а ставки ниже.

В последнее время в России наблюдается повышенный спрос предприятий к инвестиционному кредитованию. Этот вид пока практически не развит в регионах, где преобладает коммерческое кредитование. Все крупные инвестиционные кредиты проходят через Москву, а региональные банки не в состоянии кредитовать инвестиции ввиду отсутствия относительно недорогих долгосрочных ресурсов. А вот иностранные банки имеют для этого все необходимое. Но в первое время заниматься этим направлением они не будут, поскольку в этой деятельности все еще высоки риски.

Карта не бита

В ближайшее время конкуренция на региональном банковском рынке будет только усиливаться. Местные банки постепенно вытесняются в более рискованные сегменты - крыть карту, брошенную инорегионалами и "иностранцами", нечем. Тем не менее небольшие региональные банки вряд ли совсем исчезнут с рынка. Об этом можно судить по опыту США и стран Европы, где большое количество кредитных учреждений работают на региональных рынках наравне с крупными транснациональными банками. И поскольку в условиях конкуренции основную роль в продажах начинает играть качество предоставляемого сервиса, "малышам" жизненно необходимо повышать качество предоставляемых услуг.