Куда кривая выведет

Тема недели
Москва, 09.10.2006
«Эксперт Сибирь» №37 (133)

Из всей социальной рекламы, выставленной на уличных билбордах, наиболее поражает, пожалуй, такая: «Ежегодно на российских улицах гибнет население небольшого российского города. Более 30 тысяч человек». Немыслимая, страшная статистика. Как будто улицы городов захлестнули военные действия. А если вдуматься, становится еще страшнее: ведь и правда смерть на дороге не выбирает людей ни по профессиям, ни по чинам, ни по возрасту. Что с этим делать, как прекратить эту кровавую вакханалию? Наверное, ответа на этот вопрос власти не знают.

22 сентября Президент РФ Владимир Путин подписал указ «О первоочередных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения», который вполне можно считать очередной победой автомобилистов в продолжающейся кампании по борьбе с привилегиями на дорогах. Началась она, напомним, с «дела Олега Щербинского», когда виновником гибели в автокатастрофе губернатора Алтайского края Михаила Евдокимова суд признал водителя, в спорной дорожной ситуации не уступившего дорогу автомобилю главы региона, оснащенному спецсигналами. Стихийные акции протеста, прошедшие по всей стране, заставили судебную власть изменить приговор.

С тех пор борьба за безопасность дорожного движения стала у властей ассоциироваться в первую очередь с ограничением привилегий для наиболее раздражающих автолюбителей «блатных» машин. Например, за несколько дней до президентского указа, как бы предвосхищая его, от спецсигналов отказались спикер Государственной Думы и вице-спикеры от фракции «Единая Россия». Но как, позвольте спросить, отразится отмена мигалок для привилегированных авто на безопасности движения в российских регионах, где этих машин не так и много? Непонятно. Похоже, что политический эффект от громких пиар-акций заботит их устроителей гораздо больше, чем реальная ситуация на дорогах.

Впрочем, определенные шаги все же делаются. Еще в начале года правительство РФ утвердило федеральную целевую программу повышения безопасности дорожного движения на 2006–2012 годы. «Сохраняющаяся сложная обстановка с аварийностью во многом определяется постоянно возрастающей мобильностью населения, увеличивающейся диспропорцией между приростом числа автомобилей и увеличением протяженности улично-дорожной сети, не рассчитанной на современные транспортные потоки, — говорится в ее концепции. — Так, существующая дорожно-транспортная инфраструктура в городах фактически соответствует уровню 60–100 автомобилей на тысячу жителей, в то время как современный уровень обеспечения автомобилями уже превысил 200 автомобилей».

Значит нужны современные дороги, скажет любой прочитавший эти строки. Именно дороги, а не асфальтовые нагромождения с колдобинами, по которым автомобиль зачастую едет независимо от воли водителя. Сколько происшествий, сколько аварийных ситуаций спровоцировано ужасающим состоянием российских дорог — не сосчитать. Все говорит о том, что нужно возвести дорожное строительство едва ли не в ранг нового национального проекта.

А в комплексе с таким строительством должны применяться и другие меры. Тогда уже будут оправданы, например, и техническое перевооружение постов дорожно-патрульной службы, и меры пропагандистского характера (как изложено в самой федеральной программе, «создание системы информационного воздействия на население с целью формирования негативного отношения к правонарушениям в сфере дорожного движения; проведение пропагандистских кампаний, направленных на формирование у участников дорожного движения стереотипов законопослушного поведения»).

Главное — комплексный подход к безопасности движения. Иначе эту проблему не решить. Пока складывается впечатление, что, несмотря на все указы, постановления и программы, в стране отсутствует четкая государственная политика в сфере безопасности дорожного движения. Например, нет единого федерального органа, отвечающего за решение этой проблемы в полном объеме или хотя бы координирующего действия различных ведомств. Нужен светофор на перекрестке — чья это забота? Органов ГАИ-ГИБДД или местных властей? Вроде бы и тех, и других, а в результате они перекладывают ответственность друг на друга.

Новости партнеров

«Эксперт Сибирь»
№37 (133) 9 октября 2006
Безопасность на дорогах
Содержание:
Разруха в головах и на дорогах

Никакие реформы ГАИ-ГИБДД не приведут к повышению дорожной безопасности, пока сами дороги будут находиться в безобразном состоянии, а водители — ездить «по понятиям»

Реклама