Равновесные шансы

Тема недели
Москва, 06.11.2006
«Эксперт Сибирь» №41 (137)

Включение в школьную программу курса «Основы православной культуры» — предмета, носящего открыто религиозный характер, продолжает вызывать в обществе немало вопросов. Церковь аргументирует очевидным падением нравственных устоев общества и просит посеять зерна добродетели еще в школьном возрасте. Противники нововведения прикрываются риском возникновения очевидных противоречий между религиозными догматами и научной картиной мироздания, на базе которой, по их мнению, и должна строиться современная образовательная система. Они полагают, что воспитанием молодежи можно заниматься и без помощи церкви — на основе светских норм поведения. Рассмотрим вопрос с разных точек зрения.

Вряд ли кто станет утверждать, что с нравственностью и культурой в современном российском обществе все в порядке. Если взрослые зачастую не способны следовать этике, то чего ожидать от детей, копирующих их модель поведения? Вопрос в том, кто должен отвечать за воспитание: семья или школа. Православная церковь сегодня готова повлиять на формирование нравственности, и право у нее на это как у социального института есть. За последние 15 лет наше общество стало толерантно к церкви. И сейчас она получает социальный заказ на выполнение воспитательных функций, утраченных образованием.

Противники рассматривают это и как вмешательство в устоявшуюся образовательную систему, основанную на научности и атеизме, которые, по сути, являются религиями, и как стремление навязать школьникам религиозность и смиренность, и даже как некий реваншизм. Как говорят представители Русской православной церкви, ничего подобного нет и в помине. Приводят аргументы: налицо кризис нравственности и системы образования, подмены культуры религией не происходит, а церковь и так всегда была частью общества.

В диспуте о включении основ православной культуры в школьный курс его противникам, как ни странно, гораздо сложнее. Все опрошенные нами директора новосибирских школ поддерживают нововведение. Среди них есть те, кто рассматривают такую возможность на факультативной основе, и те, кто полагают жизненно важным сделать предмет обязательным. Понять их как людей, ежедневно сталкивающихся с фактами неуважения, а порой и открытого игнорирования норм социального поведения, несложно.

Противники задают вопрос: как в таком случае этот предмет должен соотноситься с классическими предметами школьного курса — физикой, биологией? Их аргументы также небезосновательны: есть наука, которая шаг за шагом стремится разобраться в сути вещей. Наука дает точные ответы, религия — нет.

Но самое главное — именно православная религия окажется в самом уязвимом положении. Невозможность дать обоснованные ответы на вопросы об устройстве мира в лучшем случае вызовет императивные требования педагогов не спрашивать о глупостях. Возникнет ситуация абсолютного конформизма или несерьезное, граничащее с бойкотом, отношение к материалу. А попробуйте поиздеваться над мусульманством или иудаизмом, вас сразу же обвинят в разжигании межнациональной вражды, в то время как безнаказанные насмешки над православием стали чуть ли не традицией.

Современный мир настолько изменчив, что попытки втиснуть религиозные нормы в систему образования и получить от этого отдачу могут быть обречены на провал либо получить развитие.

Новости партнеров

    «Эксперт Сибирь»
    №41 (137) 6 ноября 2006
    Церковь и общество
    Содержание:
    Добро и зло

    Споры вокруг введения в школах предмета «Основы православной культуры» отражают новый виток борьбы между приверженцами ортодоксального христианства и атеистами. Компромисс в этом вопросе вряд ли возможен

    Реклама