Фотограф стихий

Жизнь и природа Южных Курил — тема, интересующая Андрея Шапрана на протяжении вот уже десяти лет

Новосибирский фотограф и неоднократный лауреат многих международных фотосалонов, Андрей Шапран, чьи работы побеждали в фотоконкурсах журналов GEO и National Geographics, в начале мая представил свою новую экспозицию, организованную пресс-центром журнала «Эксперт-Сибирь». Фотографии, принимающие участие в выставке под названием «Южные Курилы: люди на краю земли», были сделаны в 2005–2007 годах во время поездки на Дальний Восток и входят в тематический «курильский» цикл, который Шапран уже частично презентовал в прошлом году в рамках фотосалона «Сибирь-2006» и июньской экспозиции в пресс-центре журнала «Эксперт-Сибирь».

 pic_text1

Первую серию работ «Южные Курилы: Земля в океане», посвященную островам, фотограф создал еще в 1996 году. В нынешней экспозиции сочетаются два основных жанра, в которых работает фотохудожник, — социальный репортаж и пейзажная фотосъемка.

Молчаливые, безлюдные ландшафты и торжественные в своей мрачной первозданности морские пейзажи на снимках воплощают поэтику нетронутого цивилизацией края земли. Шапран умеет отразить в кадре самую сущность природных стихий и фиксирует их мощные токи, запечатлевая на фотографиях низкое, будто готовое слиться с океаном, дальневосточное небо, налитое свинцовой тяжестью надвигающейся грозы; прибрежные воды, тронутые тревожной рябью; итурупский вулкан, погруженный в рдеющее марево заката…

Переключаясь на социальный репортаж, Андрей Шапран показывает быт и повседневную работу людей, живущих в этом дальневосточном уголке земли. Внутренне динамичные снимки, изображающие, например, рыбаков, вытаскивающих под дождем огромный трал с добычей, сочетаются с работами, в которых присутствует толика иронии наблюдателя, запечатлевшего в унисон затягивающихся сигаретами работниц местного рыбного завода в редкий момент отдыха.

Неожиданный ракурс и напряженная композиция фотоснимка, безусловно, важны для Шапрана. Однако сюжеты некоторых его работ выходят далеко за орбиту фиксации документальной реальности — из нее фотограф стремится извлекать метафоры. Снятый среди деревьев контражуром телеграфный столб у него превращается в символически высящийся крест, из-за которого фантастическим образом бьют снопы солнечного света. Андрею Шапрану удалось отыскать мистическую точку реальности, в которой факт, увиденный через объектив фотокамеры, превращается в образ.