Профессиональный поход

17 ноября 2008, 00:00
  Сибирь

Ориентация на потребности работодателя должна начинаться со школьной скамьи — таково мнение участников съезда работников образования Сибири.

Диспропорции рынка труда должны волновать не только высшую школу, но всю систему образования. Таков один из лейт­мотивов прошедшего в Новосибирске съезда работников образования Сибири. Проведен он по инициативе Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» и администрации Новосибирской области. Решено, что впредь съезды станут высшим органом, который будет определять вектор развития системы образования СФО. Нынешнее мероприятие скорее обозначило некоторые болевые точки, которые возникли в процессе реформирования школы: пробелы в федеральном законодательстве, недостаточное финансирование отрасли, слабую ориентацию образования на реальные потребности рынка труда.

Любопытным показалось предложение создать профориентированные общеобразовательные учреждения. Участники съезда в выступлениях неодно­кратно отмечали, что сегодня выпускники школ за редким исключением не видят своей ниши на рынке труда и, как правило, спонтанно выбирают профессию, а соответственно, и потенциальное место работы. Предложение, как переломить ситуацию, одновременно кажется безумным и рациональным. Школам нужно выстраивать, подобно вузам, прямые связи с работодателями, с рынком труда. В теории все выглядит почти идеально. В 10–11 классах молодые люди должны найти ответ на вопрос — кем быть. Педагоги, выстраивая партнерские отношения с предприятиями, со службами занятости, могут на тематических уроках рассказывать о ситуации на рынке труда, о спросе на те или иные профессии. Как это будет выглядеть на практике? Пока ответить сложно. Нужен опыт.

Другой вопрос — качество образования. О том, что это больше всего волнует сейчас работо­дателя, раз уж ориентир взят на него, широко известно. На съезде было названо немало ориентиров, по которым можно было бы судить о том, чему и как у нас учат в школе, каков уровень получаемых сегодня знаний. Президент ассоциации педагогических вузов Сибири Петр Лепин, дал, пожалуй, самый верный ответ на этот вопрос. По его мнению, о высоком качестве образования можно будет говорить лишь тогда, когда в школу придут лучшие выпускники педагогических вузов.