Возмещение ущерба

Рост цен на бензин идет на фоне продолжающегося экономического спада. Одной из причин этого операторы рынка называют необходимость срочного наполнения госбюджета

Согласно данным Росстата, цены на бензин не повышались с августа прошлого года. Более того, за этот период их снижение составило примерно четверть от прежней стоимости, и этот факт не уставал радовать как автолюбителей, так и бизнес, для которого топливная составляющая является весомой частью стоимости практически всех производимых товаров. Снижение этой составляющей позволило говорить о существенном уменьшении издержек.

В конце мая Росстатом было отмечено первое за 10 месяцев повышение оптовых бензиновых цен. Вслед за этим двинулись вверх цены непосредственно на АЗС. Рост продолжался весь июнь. В Красноярске, например, только за предпоследнюю неделю месяца произошло повышение розничных цен на бензин марки Аи-92 на 11%. Всего же с начала июня, по данным информационного центра «Кортес», оптовые цены на бензин этой марки в среднем по России выросли на 50% и составили 23 370 рублей за тонну. Для сравнения, в прошлом году его средняя цена составила почти столько же — 23 800 рублей.

Ситуация на топливном рынке находится под пристальным контролем Федеральной антимонопольной службы (ФАС), которая возбудила дела против нефтяных компаний ЛУКОЙЛ, ТНК-ВР, «Роснефть» и «Газпром нефть» за нарушение антимонопольного законодательства при операциях на оптовом рынке нефтепродуктов. Суть претензий ФАС в том, что эти компании не понижали цены на нефтепродукты в период с октября 2008 по февраль 2009 года. В прошедшем году ФАС уже принимала решение оштрафовать каждую из четырех компаний на 1 млрд рублей за повышение цен в III квартале 2008 года, но это решение было оспорено компаниями в судах.

Впрочем, борьба ФАС с нефтяными компаниями идет постоянно и с переменным успехом, и все этапы этой борьбы даже сложно отследить. Зачастую громкие судебные решения заканчиваются их отменой после подачи компаниями апелляций.

Причиной роста оптовых цен аналитики называют рост котировок нефти на мировом рынке, который неуклонно продолжается в последние месяцы, а также превышение спроса над предложением на внутреннем рынке. Последнее, по мнению экспертов «Кортеса», обусловлено сокращением объемов добычи нефти российскими производителями в текущем году. А в июле спрос только усилится. Здесь сыграет свою роль традиционный сезонный фактор, а также необходимость заполнения действующих мощностей ВСТО.

Операторы рынка называют и еще одну причину текущего внутреннего роста цен на топливо. Сопоставив факты, можно увидеть, что рост отпускных цен с нефтеперерабатывающих заводов произошел после того, как правительство заявило о прогнозе дефицита бюджета по итогам 2009 года в размере около 10%. Если связать два этих события и принять во внимание то, что нефтяные компании сегодня все, за исключением ЛУКОЙЛа, принадлежат государству, можно предположить, что рост цен на топливо является свое­образным способом наполнения бюджета.  Можно говорить о росте цен за баррель нефти, об экспортной составляющей цены топлива, но и такую причину со счетов сбрасывать нельзя.

Собственно, с точки зрения контроля за ситуацией и скорости получения дохода, повышение внутренних цен на топливо является для государства неплохим вариантом решения бюджетных проблем в ситуации, когда собираемость налогов от других видов деятельности падает. Другое дело, что «госфактор» скорее дополняет все уже вышеупомянутые.

Учитывая все это, можно предположить, что рост бензиновых цен продолжится и далее, хотя уже и в меньшем масштабе из-за введения с 1 июля новых экспортных пошлин. Пошлина на сырую нефть увеличивается до 212,6 долларов за тонну, ранее ставка составляла 152,8 долларов за тонну (1 августа прошлого года нефтяной экспортный налог составлял рекордные 495,9 долларов за тонну). Новые ставки налога могут привести к росту объемов предложения сырой нефти на внутреннем рынке и некоторому ослаблению фактора неудовлетворенного спроса.