Двойная задача: земля и издержки

У дотационных регионов Сибири есть потенциал, для раскрытия которого необходимы усилия региональных властей

В последние годы для инвесторов привлекательными в Хакасии стали исторически сложившиеся сельскохозяйственные возможности, а также промышленный потенциал республики. Правда, по мнению председателя правительства Республики Хакасия Виктора Зимина, для полноценного развития этих направлений местным властям еще предстоит решить немало проблем, что позволит обеспечить бизнесу приемлемые условия работы.

— Виктор Михайлович, вы стали губернатором в довольно непростой ситуации: предыдущий руководитель управлял Хакасией 12 лет, за которые сложились определенные традиции и подходы в управлении экономикой. Разразившийся кризис фактически не оставил вам времени на то, чтобы войти в курс дел постепенно. С чего начали, с чем столкнулись и как удалось удержать стабильность в регионе?

— Самое главное, что требовалось от меня и людей, которые пришли вместе со мной, — максимально быстро оценить текущую ситуацию, взять под контроль объекты жизнеобеспечения, социальные учреждения. Я даже в какой-то мере благодарен тому факту, что для меня руководство республикой началось в период экономической нестабильности. Это позволило достаточно скоро увидеть главные системные проблемы экономики, потому что чаще всего где тонко, там и рвется. В любое другое время на оперативную оценку создавшегося положения понадобилось бы гораздо больше времени, а в условиях кризиса ситуации, предприятия, отрасли экономики, где требовалась экстренная помощь, сразу стали видны. Это позволило оперативно оценить положение дел, взвесить наши слабые и сильные стороны, сформировать план и график работы всех структур правительства.

Мы практически сразу же начали работать над погашением кредиторской задолженности за 2008 год. Экономический кризис подкосил многие предприятия республики, особенно строительную отрасль, поэтому, безусловно, отсутствие платежей за уже выполненные в прошлом году работы давалось им особенно тяжело. И я искренне благодарен руководству предприятий за проявленное понимание, за то, что они не стали выкручивать нам руки, обращаться в суд и так далее, а нашли в себе силы пойти на компромисс. Сегодня мы полностью закрыли почти миллиардный долг бюджета республики за 2008 год перед подрядчиками.

Параллельно шла работа над расстановкой приоритетов в развитии региона, разрабатывалась новая структура исполнительной власти республики. Мы решились на внешне непопулярный, но полностью оправданный шаг — увеличили число заместителей председателя правительства, закрепив за каждым блок ответственности. Даже то короткое время, которое прошло с момента изменения структуры, доказало правильность выбора. Координация, скорость принятия решений, качество подготовки документов, уровень взаимодействия со смежными ведомствами значительно выросли.

В целом то, чем сегодня занимается правительство республики, можно назвать прединвестиционной оценкой. Это очень важная работа, сравнить которую можно с постановкой диагноза больному. Ведь от правильного понимания причины недомогания зависят и методы лечения, и конечный результат. Нельзя привлекать инвестиции и совершать экономический рывок, если ты не знаешь своих преимуществ, слабых сторон, своих возможностей, своего потенциала. Вряд ли, конечно, экономику Хакасии можно назвать больной, но регион пока дотационный, а значит, экономически еще не совсем здоровый.

— В структуре ВВП Российской Федерации валовой региональный продукт Хакасии составляет 0,2 процента, с учетом современного алюминиевого производства, крупнейшей в Европе гидроэлектростанции и развитой угольной промышленности. Сегодня эти отрасли испытывают очевидный спад. В бюджете средств едва хватает на первоочередные расходы. Тем не менее вы уверенно заявляете, что у экономики Хакасии есть серьезные резервы для роста. За счет чего?

— Прежде всего за счет потенциально привлекательных отраслей экономики, которые в свое время не получили достаточного развития. Мы наметили несколько так называемых точек роста, эффективное развитие которых могло бы системно воздействовать на смежные сегменты, благоприятно влияя на всю экономику в целом. Например, сельское хозяйство. В Хакасии исторически сложились привлекательные условия для развития животноводства, включая наличие естественной кормовой базы, климатических особенностей и традиций сельского населения. Тем не менее наш крупнейший переработчик мяса вынужден завозить сырье из других регионов и даже стран, потому что производители республики обеспечивают только 10 процентов от его потребности.

Отдельно нужно сказать об эффективности. Уже сегодня частные хозяйства Хакасии показывают значительно более высокий результат по сравнению с государственными сельхозпроизводителями. Так, средняя урожайность зерновых в республике 11 центнеров с гектара, но есть крестьянско-фермерские хозяйства, производящие 30–35 центнеров. Урожайность овощей в республике может доходить до 300 центнеров с гектара, в то время как средний показатель сегодня — вполовину меньше. Иными словами, очень остро стоит проблема внедрения в отрасль прогрессивных технологий, использования удобрений, современной техники.

При этом важнейшим направлением для нас является повсеместный рост производительности труда. Если взять за 100 процентов показатель добавленной стоимости на одного занятого в год в США, то показатель Хакасии — в шесть раз ниже. Мы еще значительно отстаем от мирового и общероссийского уровня: наш труд в целом пока малоэффективен — занимает больше времени, больше средств, больше усилий в сравнении с аналогичными показателями других регионов и стран. Выход один: осваивать новые технологии, наращивать число перерабатывающих производств, развивать рынок труда, добиваться повышения профессионального уровня работников в самых разных сферах. Это наша главная задача на ближайшие несколько лет.

— Иными словами, ваша экономическая стратегия в целом строится на повышении инвестиционной привлекательности региона?

— Совершенно верно. Жители Хакасии любят рассказывать о том, что наш край — рай для туристов: от любителей комфортабельного отдыха до поклонников экстремальных видов. Но нам еще предстоит доказать, что мы умеем зарабатывать на природных особенностях региона, сохранив при этом их экологическую ценность для будущих поколений. Пока цифры говорят об обратном. Например, за 2008 год Хакасию официально посетили около 88 тысяч туристов, из них 24 процента — иностранцы. Но на деле гостей в десятки раз больше, только отдыхают они, можно сказать, в полевых условиях. На этих сомнительных услугах научились зарабатывать все, кроме местного и республиканского бюджетов.

С нынешнего сезона мы положили этому конец, ускорив когда-то начатую работу по территориальному планированию крупнейшего курортного района республики, запретив до завершения этого процесса любое строительство в рекреационной зоне. Задача — разобраться с законностью выделения земель частным лицам, провести мониторинг предпринимателей и фирм, занимающихся туристическими услугами, обеспечить экологическую безопасность гостям и местным жителям. В дальнейшем полноценные условия для развития и всяческую поддержку со стороны исполнительной власти получат те представители бизнеса, которые обеспечат не только четкое исполнение всех требований закона в области налогового и природоохранного законодательства, но и создадут лучший набор услуг для отдыхающих в условиях свободной конкуренции.

Для повышения инвестиционной привлекательности региона недостаточно лишь туристического потенциала. Необходимо использовать передовой опыт развития промышленности, попросту заимствуя новые технологии и внедряя их у себя. Зачем изобретать велосипед, когда сегодня и в мире, и в ряде регионов нашей страны уже найдены ответы на многие из тех вопросов, которые в полный рост стоят перед республикой? Задача в том, чтобы суметь грамотно и эффективно это использовать.

Еще одно важное для нас направление — тотальное снижение издержек, особенно в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Износ сетей достиг угрожающих размеров, потери в сетях сводят на нет все усилия управляющих компаний и жильцов по экономии тепло— и водопотребления. Неэффективная система ЖКХ — это колоссальная нагрузка на экономику, без снижения которой трудно говорить о качественном продвижении вперед.

В республике есть примеры высокотехнологичных производственных предприятий: Сорский ГОК (Группа СМР), Саяногорский алюминиевый завод, Саяно-Шушенская ГЭС, ОАО «АЯН». Нам важно добиться аналогичного уровня развития производства и эффективности от других предприятий республики, особенно в сфере агропромышленного комплекса, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства, учреждений здравоохранения.

— Несмотря на небольшой срок вашего пребывания на посту руководителя региона, вы уже достаточно жестко проявили свою позицию в отношении эффективности государственных предприятий. В частности, уволены несколько руководителей ГУПов. Поможет ли в данном случае смена менеджеров или все же государство менее эффективный собственник, чем частный бизнес?

— Государственное предприятие находится в более привилегированном положении по сравнению с частным, потому что имеет льготу либо в виде прямого бюджетного финансирования, либо в виде производственных площадей, либо еще каких-то «бонусов». И многие предприятия в связи с этим утрачивают способность работать эффективно, увеличивают издержки, не заботятся о росте производительности труда. Между тем помощь государства в данном случае — это аванс, а не пожизненная пенсия.

Мы постепенно будем добиваться того, чтобы государственная система в регионе начала работать максимально эффективно. Я убежден, что это вполне реально, надо только, чтобы руководители государственных предприятий правильно понимали идущие от власти сигналы. Руководитель, который хочет работать эффективно и с пользой для общества, будет иметь такую возможность. Если же ты не умеешь эффективно вести деятельность — либо уходи с рынка, либо тянись до уровня тех, кто соответствует современным требованиям. Может быть, звучит жестко, но по-другому сейчас нельзя.

— Какие основные трудности существуют сегодня в экономике республики?

— Прежде всего я бы выделил две: недостаточное развитие малого бизнеса и нехватка инвестиций. Для решения этих проблем правительство республики предпринимает следующие шаги. Во-первых, в настоящее время мы создаем залоговый фонд из республиканского имущества, чтобы расширить доступ — главным образом бизнесу — к кредитным ресурсам для реализации инвестиционных проектов. Мы подписали Соглашение о стратегическом партнерстве с Восточно-Сибирским отделением Сбербанка РФ, готовимся подписать аналогичный документ с Россельхозбанком. Эти меры, как представляется, дадут свой эффект уже через довольно короткое время.

Во-вторых, ведется работа по консолидации земель сельскохозяйственного назначения. Это непростой, но необходимый процесс, ведь нет никакого смысла говорить об инвестиционной привлекательности агропромышленного сектора без решения земельного вопроса, гарантирующего бизнесу неизменные правила игры в течение длительного времени. Кроме того, это отличный ресурс для развития малоэтажного строительства на селе, обеспечения жильем узких специалистов, которые сегодня ехать в деревню не хотят.

Мы также создали в каждом районном центре республики и в каждом городе так называемые бизнес-центры, работающие по принципу «одного окна». Их цель — максимально содействовать развитию предпринимательства, оказывать начинающим бизнесменам всестороннюю консультационную, организационную и информационную помощь. Теперь важно сделать эти центры жизнеспособными, на деле помогающими малому бизнесу. Ведь развитие предпринимательства — это прежде всего создание условий, инфраструктуры, обеспечение единых правил ведения бизнеса. Хакасия — щедрая земля, не только на сельскохозяйственную продукцию или природные особенности, но и на талантливых людей. Раскрыть, расшевелить, активизировать этот потенциал — вот наша главная задача.

Территория 

Общая площадь — 61,9 тыс. кв. км (1,2% территории СФО, 0,4% территории РФ). Протяженность территории с севера на юг — 460 км, с запада на восток (в наиболее широкой части) — 200 км.

Административно-территориальное деление

5 городов (в том числе 3 города республиканского подчинения), 8 административных районов, 12 поселков городского типа, 79 сельских администраций.

Население 

Общая численность — 575,4 тыс. человек. (2,8% населения СФО, 0,4% населения РФ).

Плотность населения — 9,3 чел на 1 кв. км.

Удельный вес в общей численности населения:

•   Городское население — 70,9%;

•   Сельское население — 29,1%;

•   Мужчины — 48,0%;

•   Женщины — 52,0%.