«Мы постоянно в поиске»

Фото: Виталий Волобуев
Алексей Ширяев: «У нас нет ни метра российской ткани для производства пальто»

Cовременное предприятие легкой промышленности немыслимо без активного взаимодействия с зарубежными партнерами и должно постоянно искать новые направления для своего развития, считает исполнительный директор ОАО «Синар» Алексей Ширяев

Можно ли, на ваш взгляд, говорить о существовании в Новосибирской области полноценного сегмента легкой промышленности?

— В целом про новосибирскую легкую промышленность или даже российскую говорить серьезно нельзя. Слишком громко это звучит — легкая промышленность. В Российской Федерации существуют единичные разрозненные компании, которые занимаются производством трикотажа, носков, объемы производства этих компаний просто смешные. Когда начинаешь сравнивать цифры объемов производства, то понимаешь, что, к примеру, даже наш «Синар» — не такая уж и крупная компания. Например, белорусская «Элема» выпускает от двухсот до пятисот тысяч единиц продукции только по аутсортингу — наши объемы с этими даже сравнивать не приходится.

Тем не менее вы считаетесь флагманом новосибирской легкой промышленности. Как изменился «Синар» за последние двадцать лет?

— Двадцать лет назад это было совершенно другое предприятие. Была четкая ориентация на выполнение плана, на пошив одной модели костюма. А из чего его шили? Да из того, что придет из Москвы в нескольких десятках вагонов. Сколько было ткани, столько и шили. Конечно, тогда даже речи не было о трендах, уникального торгового предложения, как и не было борьбы за клиента на рынке. Тем не менее в те времена купить костюм можно было только по блату. И вдруг в начале 1990-х в один момент фабрика становится никому не нужной. Самое страшное — практически перестало приходить сырье. Да и готовое изделие нельзя было продать, можно было только обменять на что-то. Реально выживали. Например, меняли в Китае советскую добротную кондовую шерсть на костюмные ткани, поливискозу, которая тогда только появилась. Учились торговать. В один прекрасный момент поняли, что есть мода. Тогда фабрика фактически из каменного века шагнула в рыночную экономику. К примеру, мы привлекли создавать модели для «Синара» Вячеслава Зайцева. Мы постоянно находились в поиске.

Не проще ли было в этом случае просто переместить часть мощностей в тот же Китай?

— На сегодняшний день мы размещаем там производство галстуков, сорочек, всего того, что не производим сами. Мы ставим целью создание полноценных магазинов мужской и женской одежды, куда люди будут приходить, чтобы одеться, как говорится, с головы до ног. Поэтому мы расширяем ассортимент наших магазинов за счет сопутствующего ассортимента. Понятно, что потребителю удобно сразу приобрести к пальто шарф, шапку и перчатки. Но доля этой продукции в фирменных незначительна — костюмы и пальто сегодня занимают 70 процентов всего ассортимента.

Какова сегодня стратегия компании?

— В этом году впервые  компания Синар разработала корпоративную стратегию на ближайшие 3 года. Реализация этой стратегии – вызов для компании. Планы наши амбициозны, задачи сложные и интересные. Мы планируем серьезное развитие розничной сети, планируем перейти на новый уровень работы с нашими оптовыми клиентами. Для нас приоритетной станет задача поиска партнеров, их обучение предвидению нашего товара, популяризация бренда Синар, сокращение сроков выпуска коллекций, производство трендовых моделей и конечно, рост эффективности бизнеса в целом, сокращение себестоимости, оптимизация бизнес процессов, новый этап реформирования бизнеса, глобальные изменения маркетинга на предприятии.

Среди ваших поставщиков сырья есть отечественные производители?

— Мы не имеем на данный момент ни одного метра российской ткани для производства пальто. Для костюмов используем ткань Свердловского камвольного комбината. В структуре всех поставок отечественное сырье составляет порядка двух процентов в год. Остальное закупается в Италии, Болгарии, Китае, периодически появляется сырье из Индии и Турции.

Ваша основная прибыль по-прежнему сосредоточена в розничном сегменте?

— Сегодня в рознице мы реализуем 55 процентов произведенной нами продукции, остальное через оптовых покупателей и партнеров. И доля оптовых поставок будет сокращаться. По нашим оценкам, происходит сокращение объемов оптовых продаж, российский малый бизнес постепенно умирает. Скажем, в свое время у нас было шестьсот клиентов, брали партиями по сто тысяч рублей в сезон, кто-то брал по двести, это были небольшие магазины, которые торговали в маленьких городах. Сегодня конкурентное окружение меняется, на смену рынкам приходят крупные торговые центры, приходят глобальные бренды.

Испытывает ли «Синар» дефицит кадров?

— Синар, как любое производственное предприятия легкой промышленности Российской федерации, испытывает дефецит профессиональных квалифицированных кадров. Практически невозможно найти технологов, модельеров. Проблема с учебными заведениями, которые готовят эти работников этих специальностей. Проблема с тем, что молодежь не заинтересована в получении профильного образования рабочих специальностей. Швей просто нет, в этом вопросе меня поймут все руководители предприятий легкой промышленности. Найти швей практически невозможно. Кто к нам только не приходит — даже люди, которые окончили медицинский и педагогический университеты. Мы даже специально создали учебный участок, где мастера преподают специальности швея и термоотделочник. Берем фактически с улицы, обучаем, отправляем на практику и принимаем в цех.