Жить по плану

Общество
Москва, 22.12.2014
«Эксперт Сибирь» №1-4 (438)
В Красноярске разрабатывают новый Генеральный план развития города до 2033 года, по которому производственные и коммунально-складские территории должны сократиться, а процент жилой застройки и «зеленой зоны» увеличиться

Действующий генеральный план Красноярска был разработан еще в девяностых годах прошлого века. В связи с законодательной неразберихой девяностых развитие территории было хаотичным, что лишило жителей комфорта. Сегодня документ перестал отвечать требованиям нового времени — давно произошла смена социально-экономической формации, изменились хозяйственная деятельность города, производственный комплекс и приоритеты развития — на первое место вышли безопасность и комфорт среды проживания, появились новые социальные задачи.

«Сейчас другое время. Ошибки стали очевидны. Очень часто жители жалуются, например, на то, что нет социальной инфраструктуры. Сегодня мы не должны работать в прежнем формате. Мы должны изменить ситуацию к лучшему», — уверены в администрации Красноярска.

В ближайшей перспективе в городе на Енисее должны принять новый генплан до 2033 года, основанный на современном научном, социальном, кадровом, экономическом потенциале Красноярска. Цель разработки нового генерального плана — обеспечить развитие Красноярска в качестве научного, культурного, промышленного, экономического и политического центра, а также и как ядра одной из крупнейших городских агломераций Восточной Сибири с максимальным использованием его конкурентных преимуществ и возможности проведения крупнейших спортивных мероприятий, таких, например, как Универсиада 2019 года.

В новом генеральном плане особое внимание уделено развитию города с учетом интересов горожан. В документе предусмотрено развитие зеленого каркаса — парков, скверов, аллей, набережных, островов, связанных единой пешеходной сетью. Развитие города запланировано в основном в северо-западном направлении — вдоль границ природного рекреационного каркаса. Промышленные площади должны сокращаться за счет более рацио­нального и интенсивного использования территорий, однако — без сокращения производственных мощностей. Помимо прочего, в числе новшеств транспортной системы в столице края должны появиться дуобусы (и троллейбус, и автобус одновременно), канатные дороги и легкое метро — среднее между традиционным метрополитеном и трамваем.

Общественность решает

В рамках утверждения генплан был представлен для публичного обсуждения, жители города высказали свои замечания и предложения. «Если говорить простым языком, что представляет собой генеральный план? С одной стороны, это закон той или иной территории. С другой стороны, это территория, покрытая теми или иными цветами, например, зоны городской рекреации окрашены в зеленый цвет, зоны жилой много­этажной застройки — в красный, общественно-деловые зоны — в бордовый, транспортная система — в желтый, промышленные территории — в серый и коричневый цвета. Жителям Красноярска предлагается определиться, принимаем ли мы данную раскраску территорий», — объяснил заместитель главы города — руководитель управления архитектуры Андрей Макаров.

Выступая перед слушателями, Андрей Макаров акцентировал внимание именно на вопросах сохранения и развития рекреационных зон. «Мы изначально поставили разработчикам генерального плана задачу сохранить существующие зеленые территории и предусмотреть создание новых. Уже давно Красноярск остро нуждается в активных действиях по улучшению экологии. Сегодня все мы, жители, должны принять решение: каким будет наш город в будущем, что ждет наших детей. Красноярску необходимо сохранить его уникальную природную особенность — великолепные острова и набережные. Важно обеспечить горожанам возможность для комфортного отдыха», — подчеркнул Андрей Макаров. Кроме того, основными принципами при разработке документа стали: «Создание в Красноярске территории науки, технополисов и технопарков, укрепление туристического потенциала, приоритет общественного транспорта над частным, использование новых видов общественного транспорта, создание эффективной транспортной сети, благо­устройство набережных и создание рекреационного каркаса».

В частности, в Октябрьском районе города появится несколько крупных объектов Универсиады-2019, например, Академия зимних видов спорта, жилой комплекс Университетский, многофункцио­нальный центр Сибирского федерального университета. Также разработчиками проекта предложено строительство канатной дороги через Енисей.

Территория жилой застройки к 2033 году должна увеличиться на 23,6%. Производственные и коммунально-складские территории — сократиться на 24%. Рекреационные территории — увеличиться на 85%. «Развитие рекреации — один из приоритетов генерального плана. Мы «открываем» набережные для горожан. Мы делаем берега и острова Енисея примечательным местом для отдыха горожан», — комментируют в администрации города.

Всего в публичных слушаниях приняли участие более 4 500 горожан. В целом проект Генерального плана Красноярска получил положительную оценку от жителей города.

 Экологичное направление

«Помимо генерального плана должна быть утверждена и защищена в дальнейшем комплексная транспортная схема, схема улично-дорожной сети, должны быть утверждены правила землепользования и застройки. Такой комплексный подход позволит сформировать нормативно-правовую базу, которая будет понятна всем участникам градостроительной деятельности: жителям города, инвесторам, надзорным органам. Отмечу, что такой нормативно-правовой базы нет у подавляющего большинства городов России», — отметил глава Красноярска Эдхам Акбулатов.

«На нынешний день депутатам городского Совета очень часто приходится вносить изменения в ныне действующий генеральный план. На мой взгляд, это не совсем правильно. Генеральный план должен отвечать на три основных вопроса: экология, транспорт и развитие застроенной территории. Новый генеральный план соответствует данным направлениям», — отметил депутат Красноярского городского Совета депутатов, член комиссии общественных слушаний по проекту генерального плана Геннадий Торгунаков.

Конкурс на разработку Генерального плана выиграла компания «Гипрогор» — представители Российского института градостроительства и инвестиционного развития. «Нам была поставлена четкая и конкретная задача из нескольких составляющих: создание новой транспортной системы и улично-дорожной сети Красноярска, развитие инженерной инфраструктуры, анализ промышленных территорий города и их развитие в отдаленной перспективе. В этой связи мы считаем необходимым строительство еще двух мостов через Енисей, создание рекреационных и общественных пространств. По нашему мнению, в будущем жилая и общественно-деловая застройка должны развиваться в юго-западном, то есть экологическом, направлении. Это одно из принципиальных отличий нового генпалана от действующего, в котором, напомним, был предусмотрен вектор развития «Север-Юг». При этом восточные и северные территории города не оставлены без внимания. Здесь предполагается как благоустройство, так и создание транспортно-инженерной инфраструктуры», — пояснил первый заместитель директора ОАО «Гипрогор» Сергей Бычков.

«Все-таки должно быть разумное сочетание. Красноярск в любом случае останется промышленным городом. «КрАЗ» («РУСАЛ — Красноярский алюминиевый завод». — Ред.) есть, и он останется. Но уровень комфорта должен быть совершенно иным. Мы не должны «сдвигать» свои жилые районы к заводу, это не самое хорошее направление. Поэтому мы меняем вектор развития, отодвигаемся от промышленности. Одновременно развиваем транспортную инфраструктуру», — комментирует Андрей Макаров.

Чтобы всем было удобно

Экспертное мнение о проекте генерального плана высказал и директор томского Центра урбанистики Алексей Козьмин: «Дело в том, что масштабное развитие общественного транспорта и расширение дорог со строительством двухуровневых развязок — вещи, друг другу альтернативные. Обычно общественный транспорт развивают с целью снизить нагрузку на улично-дорожную сеть, сократить использование частного транспорта. Если мы таким образом хотим разгрузить дороги, то Красноярску как раз не нужно строить большое количество двухуровневых развязок и огромных магистралей. Кроме того, это очень дорого, поэтому важно правильно расставить приоритеты».

Среди позитивных качеств генплана он также отметил переосмысление промышленных зон — ввод на территорию города современных производств, имеющих низкий класс экологической опасности, развитие технопарков. Еще один положительный тренд, по мнению эксперта, — изменение вектора территориального развития города. «Несмотря на позицию застройщиков и девелоперов, которые настаивают на северном и северо-восточном направлениях, я поддержу уверенность разработчиков в том, что двигаться нужно на северо-запад. Это более экологически чистый район, он соответствует современному пониманию, как должен быть устроен город. Там будут возведены не огромные многоэтажные микрорайоны, а вписанные в природу и ландшафт сомасштабные человеку кварталы».

Нынешняя мировая и российская экономика диктует новые условия для развития промышленности. Эксперты говорят, что уже не нужно огромных площадей для заводов и фабрик. Раньше промышленные площадки занимали почти 40% территории Красноярска. Сегодня в новых экономических приоритетах — инновации, энергетика и сырье. А новые производства требуют большей рентабельности и эффективности. Промышленные площадки в современном городе сокращаются и вытесняются на окраины, а жители Красноярска получат свободный доступ к Енисею из любой точки городской набережной, большие парки, развитую и комфортную городскую среду.

У партнеров

    «Эксперт Сибирь»
    №1-4 (438) 22 декабря 2014
    Спираль фортуны
    Содержание:
    Гурманам здесь не место

    Эмбарго на поставки продовольствия из-за рубежа, похоже, возвело сибирских производителей в привилегированное положение. Правда, ни фермерские хозяйства, ни продуктовые ритейлеры, ни владельцы общепита не имеют представления, насколько они готовы к импортозамещению

    Реклама