Головокружительный бизнес

Виртуальные 3D-туры — один из новых способов сделать рекламу заведению, который помогает потенциальным клиентам гостиниц, ресторанов, магазинов, музеев и театров определиться, «идти или не идти», лишь посмотрев, как они выглядят изнутри. Алтайские предприниматели Петр Григорян и Игорь Носов создали проект «НА ВСЕ 360°», снимают помещения изнутри и после размещают виртуальный тур на сайте клиента. Компания активно продает франшизы и, по словам предпринимателей, за четыре года работы создала путеводители для 3,5 тысяч клиентов в 60 городах России, СНГ, Чехии и Эстонии.

Выйти в город

Идея проекта-путеводителя «НА ВСЕ 360°» появилась у Игоря Носова в феврале 2011 года, тогда же ему с бизнес-партнером удалось запустить первую версию сайта — «сделанную на коленке». Тогда сайт проекта назывался vbarnaule.net. Для запуска молодые предприниматели взяли обычный фотоаппарат, сконструировали штатив с панорамной головкой и «пошли к учителю труда, который помог это увязать между собой». «Реакцию мы увидели практически сразу, появились первые заказы, и их количество довольно быстро росло», — вспоминает первые этапы бизнеса Петр Григорян. Из-за отсутствия нормального оборудования приходилось делать не 15 снимков объекта, а 150, на что уходило очень много времени, признается Петр. Изначально компания состояла из них двоих — предприниматели сами обзванивали заведения Барнаула и демонстрировали презентацию всем заинтересовавшимся.

Первый заказ бизнесмены получили от барнаульской гостиницы «У фонтана». «Они в нас поверили, мы до сих пор с ними сотрудничаем. Здесь уместна поговорка: покупают не то, что продаете, а то, во что вы верите. А веры у нас было хоть отбавляй, и мы позиционировали продукт как необходимый для развития заведений», — рассказывает Григорян. С увеличением количества клиентов предприниматели поняли — надо нанимать сотрудников и выходить за пределы Барнаула. «Мы пообщались с учредителем магазинов и ресторанов «Экспедиция», посмотрели, как они работают по франшизам, и решили опробовать эту идею — хотелось расширять бизнес, захватывать мир, мы поняли, что франшиза — отличный способ. Но так как опыта не было, первая проданная франшиза, как первый блин, «оказалась комом» — к нам обратилось руководство одного из вузов в Бийске, но мы не потребовали первоначального взноса. В итоге работа так и не началась, и мы получили урок — когда человек заплатил, он чувствует стоимость бизнеса, хочет скорее отбить эти деньги, а без вложений мотивации нет», — вздыхает Григорян.

Параллельно с расширением штата компании основатели проекта приступили и к обновлению сайта — прежний, имеющий привязку к Барнаулу, не отвечал масштабным экспансионистским планам предпринимателей. К лету 2012-го появился сайт проекта «НА ВСЕ 360°» с возможностью изменения города. «После мы поехали на форумы АТР («Алтай. Точки роста». — Ред.) и «Селигер», где презентовали свой проект, обмолвились о франшизе и получили более 20 заказов о сотрудничестве, которые, впрочем, ни к чему не привели. Но это был толчок, чтобы довести до ума сайт. Клиентов становилось все больше, география заказов расширялась быстро», — вспоминает Петр Григорян. По его словам, одна из главных проблем франчайзингового бизнеса — найти ответственного человека, который способен самостоятельно развивать бизнес, а не надеяться только на инструкции авторов проекта. Сегодня, по условиям договора, франчайзи ежемесячно должен добавлять на сайт определенное количество объектов. Потенциальные партнеры — молодые предприниматели или рекламные компании с наработанной клиентской базой.

Заглянуть изнутри

Главными преимуществами виртуального тура предприниматели называют то, что пользователь может оценить заведение не по заранее спланированному сценарию, как предлагают, например, видеоролики, а создавать свой маршрут экскурсии — 3D-тур позволяет легко перемещаться между различными помещениями в режиме интерактивной прогулки. Кроме того, специалист, снимающий помещение, должен уметь правильно выбрать точку съемки, чтобы с максимальной эффективностью «продать» заведение потенциальным клиентам. Чаще всего заказчиками являются кафе и рестораны, гостиницы, салоны красоты, магазины, санатории и базы отдыха, автоцентры, театры и музеи. Ставка делается на то, что доверие к заведению увеличивается, а потенциальные посетители могут сразу понять, понравится ли им там отдыхать.

Над созданием одного тура работают несколько человек — менеджер, который составит план выполнения заказа; технический специалист — проведет фотосъемку, создаст на ее основе тур, «отретуширует огрехи ремонта» и разместит готовый тур на сайте; маркетолог — напишет текст-описание к заведению и расскажет о нем в соцсетях. Непосредственно на съемку и обработку материала уходит один день. Среднее количество точек съемки в заведении — три–пять штук в зависимости от площади помещения. На одной точке снимаются все четыре стороны и потолок, потом кадры «склеиваются» в специальной программе для создания панорам krpano (лицензированная версия стоит восемь тысяч руб­лей) и обрабатываются.

«Копий не избежать»

По наблюдениям предпринимателей, подобные проекты уже существовали и в России, и в Барнауле, однако идея оставалась новой, и проект «НА ВСЕ 360°» благодаря эффективному сайту прочно укрепился на рынке.

Как признается Петр, в первый год существования сервиса «конкуренты звонили, ругались, что у них отбивают клиентов». «На самом деле, руководство заведений само передавало нам отснятые материалы, если они были, — наша площадка намного удобнее. Кто-то из конкурентов, чтобы удержать заказы, начал снижать цены на услуги, но зачем это делать, мы не понимали. Мы были уверены, что сможем поделить рынок и работать на одном уровне. Но со временем, когда начали развивать франшизу, о конкурентах на Алтае стало не слышно. Подобные российские проекты продавали франшизы на пять–шесть городов, наши идеи совпадали, но мы, так как появились немного позже, учились на чужих ошибках, — поясняет Григорян и признается, что позже у проекта начали появляться сайты-аналоги, например, «Сочи 360». — «Мы были готовы к этому — если интернет-проекту больше полугода и он успешен, то копий не избежать. К этому времени нам было важно уйти далеко вперед». Среди преимуществ проекта Петр Григорян выделяет то, что «НА ВСЕ 360°» более масштабен географически, а популярность франшиз объясняет тем, что предприниматели активнее конкурентов работали над ее развитием и рекламой. «Мы действительно засветились везде, где только можно. Во время форума «Селигер» про проект рассказали даже президенту», — улыбается основатель бизнеса.

Предприниматели испробовали несколько каналов для рекламирования: телевидение, радио, печатные СМИ и баннеры в магазинах и торговых центрах — однако признаются, что самыми эффективными способами продвижения проекта остается Интернет.

Калькулятор

По словам Петра Григоряна, заработанные с первого заказа деньги — около 30 тысяч руб­лей — были потрачены на оборудование — для съемки подходят зеркальные фотоаппараты Nikon и обычные штативы. «Необходимости больших вливаний мы не видели, а все заработанное сразу реинвестировалось. Позже мы выиграли конкурс, попали в бизнес-инкубатор, тогда появился офис. Во второй год существования проекта мы выиграли два гранта от городской и краевой администраций — на 200 и 500 тысяч руб­лей», — вспоминает Петр. Эти средства предприниматели вложили в новое, более современное оборудование — фотоаппарат и светотехника, зарплатный фонд (сейчас в компании в Барнауле работают более 10 сотрудников). В создание нового сайта было вложено уже более 1 млн руб­лей — на верстку, дизайн, построение сложной структуры и возможность смены города. Средства были заработаны на продажах франшиз и услуг клиентам, признается Петр.

По его словам, первые годы франшиза компании стоила 50 тысяч руб­лей, постепенно цена выросла до 150 тысяч, но спада желающих ее купить учредители не отмечали. Сегодня средняя стоимость франшизы «НА ВСЕ 360°» — 100 тысяч руб­лей, не считая роялти (12% от дохода франчайзи ежемесячно).

Цена тура для клиентов зависит от количества точек съемки и в среднем держится на уровне 10 тысяч рублей. Самый дорогой тур, который делала компания в Барнауле, стоил более 50 тысяч рублей, припоминает Григорян. Сейчас барнаульская компания продает около трех туров в месяц (год назад делали 10 в месяц), объясняя это тем, что 80% рынка уже охватили за предыдущие годы, а основной заработок приносит абонентская плата за размещение на сайте «НА ВСЕ 360°». Она зависит от того, выводится ли тур на главной странице, какое место занимает в рейтинге, и от других преимуществ, и колеблется от тысячи до 3 600 рублей в месяц.

Помимо прочего, компания на безвозмездной основе занимается съемкой городских улиц, памятников и объектов культуры — это одно из обязательных условий для партнеров-франчайзи — так они осваивают технологию, поясняет Петр и добавляет, что окупаться проект начал сразу, однако до сих пор требует вложений для развития.

Планы

В ближайшее время Игорь Носов и Петр Григорян планируют запустить приложения «НА ВСЕ 360°» для всех мобильных устройств, сделать сайт мультиязычным, благодаря чему расширится и география проекта. Сейчас франшизы компании купили только в пяти зарубежных странах — Беларуси, Украине, Казахстане, Чехии и Эстонии — то есть там, где русский язык хоть немного распространен, однако предприниматели хотят активно продвигать проект в курортных странах — Египте, Турции, с Таиландом есть первые договоренности. «Для этого надо развивать сайт, добавлять иностранные языки, активно заниматься популяризацией проекта. Честно говоря, не знаю, есть ли в этих странах подобные проекты, но конкуренция нас никогда не пугала. Мы получили огромный опыт по работе с франшизой. Теперь мы знаем, как растиражировать проект более чем в 50 городах быстрее, чем за год, какие «грабли» стоит обходить начинающим франчайзерам, все юридические тонкости работы по франшизе. Имея этот багаж знаний, который мы получили благодаря проекту «НА ВСЕ 360°», сегодня мы развиваем отдельное направление по упаковке готового бизнеса во франшизу. Эта тема нам очень интересна, и мы собираемся сделать это направление не менее масштабным, чем первое наше «детище», — заключает Петр.