С началом лета на российском рынке растительных масел прошлогодний резкий рост цен сменился столь же резким их падением. Специалисты склонны искать причины этих потрясений как в капризах погоды и в неоправданном расширении мощностей, так и в общем курсе мирового рынка на производство биотоплива и в спекуляциях самих рыночных игроков.
Гонка по вертикали
Прошлогодний рывок масложирового рынка в сторону заоблачных цен как на сырьё, так и на фасованную продукцию стал неожиданностью не только для производителей, но и для экспертов рынка. В принципе, рост цен по ряду объективных причин прогнозировался, но их кратный подъём по сравнению с показателями 2006–2007 сельхозгода (с 5–6 до 12–15 тысяч рублей за тонну подсолнечника) поставил на грань выживания многих мелких владельцев маслобоен, породив настоящую конкурентную битву за урожай среди крупных игроков и панику в рознице.
Объективные причины лежали на поверхности — жаркое лето, засуха и неурожай масличных привели к тому, что в 2007 г. в России было собрано порядка 5,7 млн тонн семян (в 2006 г. — 6,75 млн тонн), на Украине — 4,4 млн тонн (в 2006 г. — 5,5 млн тонн).
Кроме того, в том же сельхозгоду Евросоюз, по данным сельскохозяйственной группы COPA-COGECA, увеличил свои посевные площади под сырьё для производства биотоплива до 727,7 тысяч га (или на 74%), уменьшив площади под подсолнечник до 2,1 млн га (то есть на 11%). Прилежно идущая практически во всём за ЕС Украина, в свою очередь, также «сыграла за биотопливо», увеличив площади под него с 425 до 725 тысяч га (73%) с перспективой их расширения, по мнению эксперта компании «СЖС-Украина» Эдуарда Ершова, до 1–4 млн га.
Это пробило серьёзную брешь в загрузке постоянно растущих российских перерабатывающих мощностей. По данным аналитиков «АПК-Информ», на начало 2007 г. масложировики были в состоянии переработать 8,7 млн тонн сырья в год. К началу нового сельхозгода (1 июля 2008 г.) этот показатель может вырасти до 11,5 млн тонн.
Соответственно, совокупные перерабатывающие мощности ЮФО как основного производящего подсолнечное масло региона, рассчитанные на 4,5–5 млн тонн семян в год, тут же столкнулись с серьёзной сырьевой проблемой. Даже в лучшие годы урожай в округе редко переваливал за 4 млн тонн, в прошлом же году южные маслобойни даже с учётом загрузки их дополнительно рапсом, соей и горчицей и подавно оказались перед угрозой остановки.
Всё это повлекло за собой рост цен на сырьё у сельхозпроизводителей, которые не преминули воспользоваться выгодной конъюнктурой. Если обычно в августе закупки у селян переработчиками по ещё ни разу не доказанному ценовому сговору между ними начинались с 5–6 тысяч рублей за тонну, то в прошлом году производители уже выставили первоначальную цену в 9,5 тысяч рублей — на уровне ценового максимума предыдущего сезона.
Именно в этот момент то ли у агросоюза «Юг Руси» (бренды «Золотая семечка», «Сто рецептов», «Аведовъ», «Злато», «Солнечный рай» и др.) не выдержали нервы, то ли крупнейший в стране игрок решил подстраховаться и не повторять ошибок предыдущего сезона, когда, практически удвоив мощности за счёт покупки перерабатывающих активов «РУСАГРО», он не смог в должной мере обеспечить их сырьём. Так или иначе, «южане», по мнению многих их коллег-конкурентов, попросту «убили» рынок, выставив запредельную цену — 12 тысяч за тонну.
В результате «Юг Руси» сумел за короткий срок скупить более 700 тысяч тонн. Естественно, конкурентам ничего не оставалось делать, как догонять его — «Астон» (бренды «Волшебный край», «Затея») и «Русские масла» (бренды «Добрый спас», «Русь», «Златица») в прошлом августе подтянули свои цены до 13,5 тысяч за тонну. А далее пошло как на аукционе — осенью цены у холдингов перепрыгнули 14 тысяч рублей и, не останавливаясь, пошли выше. «Юг Руси» уже давал 14,7–15 тысяч для крупных партий, фактически скупая любые объёмы, невзирая на предлагаемые цены. Конкуренты поднатужились и выдали в конце осени по 14,8 тысячи рублей на объёмах более 2 тысяч тонн, однако всё равно отставали от главного соперника на 30–40%.
К концу прошлого сельхозгода ценовая гонка и вовсе приобрела панический характер. Только в Ростовской области с марта 2006 г. по март 2008 года цены на маслосемена у производителей поднялись с 5,3 до 23 тысяч рублей за тонну, установив абсолютный рекорд (см. график 1). И это при том, что урожай в Ростовской области составил всего 1,2 млн тонн по сравнению с 1,7 млн тонн в 2006 году.
При этом нельзя не добавить, что, по оценкам экспертов, себестоимость производства тонны подсолнечника для селян обходится примерно в 4–4,5 тысячи рублей. А стало быть, аграрии (а тем более перекупщики), у которых обычная рентабельность составляла порядка 60%, с прошлогодним ростом цен в 2,5 раза весьма неплохо нажились на ценовой лихорадке.
Перераспределение долей
«Для новых торговых марок ажиотаж — это большая удача, поскольку первая покупка бутылки определённого бренда будет стимулировать последующую, когда рынок стабилизируется и начнётся стагнация», — говорит председатель наблюдательного совета АИК «Астон» Вадим Викулов
Первая тройка отечественных производителей — «Юг Руси», «Астон» и «ЭФКО» (бренды «Слобода», Altero, «Олейна», Ideal, владелец — транснациональная компания Bunge), контролирующая половину российского рынка, подтянув пояса и снизив рентабельность в среднем на 10%, оказалась способна выдержать ценовую гонку, завозя сырьё из Поволжья и Центральной России. По оценке аналитика ИК «ФИНАМ» Максима Клягина, «в определённом смысле ситуация оказалась выгодной прежде всего для крупных федеральных компаний. Доля рынка крупнейших производителей выросла примерно с 48 до 60 процентов».
А вот у их конкурентов, учитывая, что сырья на всех не хватило, дела сложились куда хуже.
На юге России перерывы в работе претерпели ГК «Русские масла» (три ставропольских маслобойни, мощность переработки 550 тысяч тонн в год), комбинат ЗАО «Рабочий» (Ростов, бренд «Отменное», мощность — около 150 тысяч тонн в год) и более мелкие донские маслобойни — ООО «Солнцедар-Дон» (бренд «Маслейна»), ООО «Волгодонский маслозавод» (бренд «Семейное»), ООО «Саноил» (Ростов, бренды «Солнышко», «Донская слободка») и др. Причём это были не традиционные 3–4 недели в сезон из-за обычного ремонта оборудования, а куда более длительные перерывы из-за отсутствия сырья.
Соответственно, цена фасованного масла в рознице у переработчиков подпрыгнула более чем вдвое — в среднем с 30 до 70 рублей за литровую бутылку, вызвав ажиотажный спрос у населения.
«Выросшая потребность рынка во многом вызвана ментальностью потребителя, который, видя, что цены растут, покупает не одну бутылку масла, как обычно, а пять, — комментировал “Эксперту ЮГ” ажиотаж на рынке председатель наблюдательного совета АИК “Астон” Вадим Викулов. — Сегодня рынок не очень-то разборчив, он не смотрит на наш ассортимент, а забирает всё. Безусловно, для новых торговых марок это большая удача, поскольку первая покупка бутылки определённого бренда будет стимулировать последующую, когда рынок стабилизируется и начнётся стагнация. К этому времени марки, которых, возможно, ещё вчера не было, но которые смогли активизировать продажи в последний период, займут определённые позиции на рынке».
По данным представителей «Астона», растущие бренды крупных компаний смогли в период нестабильности поставок крупнейших игроков увеличить долю рынка. В Центральной России, Поволжье — это «Россиянка» (холдинг «Солнечные продукты»), на юге — «Затея» («Астон»).
По оценке Максима Клягина, ёмкость российского рынка растительного масла составляет около 8–10 млрд долларов в денежном выражении (около 2,7 млн тонн). «При этом стоит отметить, что по сравнению с 2006 годом объём рынка в деньгах в результате резкого роста цен увеличился почти в два раза. Доля импорта, по данным Минсельхоза РФ, за прошедший год не претерпела существенных изменений и составила около 30 процентов рынка», — говорит эксперт.
Рука Москвы и Киева
Правительство РФ попыталось ослабить напряжение, снизив ввозную пошлину сначала с 20 до 15%, а с 27 октября 2007 года с 15 до 5%, дабы у импортёров появилась заинтересованность в насыщении отечественного рынка. С одной стороны, это помогло — по данным Федеральной таможенной службы РФ, с начала 2008 года импорт увеличился на 19% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Вывоз сырья за последние 8 лет снизился с 1 млн до 200–300 тысяч тонн.
Зато экспорт подсолнечного масла вырос не менее чем в 8 раз (с 80 до 680 тысяч тонн, см. график 2), что должно позволить перерабатывающим предприятиям прийти в себя, вывозя не дешёвое сырьё, а уже готовый высокомаржинальный продукт. В последние годы в связи с ажиотажем вокруг биотоплива мировой объём потребления растительного масла сильно увеличился, что привело к перераспределению уровней рентабельности производств. Если ранее рафинация и фасовка составляла 15% рентабельности маслобоен, а прессовое масло — 5–10%, то сегодня эти цифры поменялись местами. Стало быть, производителям можно теперь не тратиться на усложнение своих маслоэкстракционных заводов (МЭЗов) и гонку за повышенным качеством подсолнечника, а гнать на Запад дешёвый сырец из любых эфиро-масличных.
Это сподвигло уже новое правительство Владимира Путина продлить действие сниженной пошлины до конца текущего года. При этом МЭРТ отказался от введения экспортной пошлины на вывоз масла. В прошлом году в натуральном выражении объём экспорта и так снизился на 15,29% из-за того, что отечественные производители вполне успешно реализовывали свою продукцию и внутри страны.
И всё же результат не дал того эффекта, который ожидали. Высокие цены на мировом рынке в связи с общим ростом потребления продовольствия, расширением площадей под биотопливо и забастовки производителей в Аргентине не привели к сглаживанию ситуации за счёт Запада. К тому же за последние пять сезонов доля импортного подсолнечного масла на российском рынке составляла от 6% до 10%.
А тут ещё Украина, тоже пострадавшая от неурожая, долго не могла определиться с отменой экспортных пошлин на вывоз маслосемян — президент Виктор Ющенко выступал за ликвидацию в преддверии вступления незалежной в ВТО 17-процентной ставки, правительство — за её увеличение до 30%.
Схватка бывших собратьев по Майдану обострилась весной. В марте текущего года правительство Юлии Тимошенко установило квоту в 0,3 млн тонн на подлежащий лицензированию экспорт подсолнечного масла и семян до 1 июля, продлённую впоследствии до 1 сентября. Из-за введения квот один из крупнейших местных производителей Cargill Inc. (управляет двумя заводами в Каховке и Донецке) приостановил свою деятельность.
26 мая Виктор Ющенко отменил ограничения г-жи Тимошенко, мотивируя это тем, что «решение правительства об установлении квотирования принято без учёта рыночной ситуации в Украине, так как, согласно балансу спроса и предложения подсолнечного масла, сейчас на внутреннем рынке существует его избыток». В 2006–2007 сельхозгоду Украина произвела 2,25 млн тонн подсолнечного масла, в то время как ёмкость украинского рынка оценивается в 500–600 тысяч тонн.
Отмена ограничений на вывоз будет означать появление значительного количества относительно дешёвого подсолнечного масла на российском и мировом рынке, что должно привести к снижению его стоимости на европейских биржах и увеличению темпов падения цен на рынке России.
С 1 по 30 мая стоимость подсолнечного масла в ЕС выросла на 40 долларов за тонну и составила 1950 долларов (на условиях FOB). При этом, несмотря на рост стоимости прочих видов растительных масел, подсолнечное масло в Европе стоит дороже в среднем на 400 долларов.
По наклонной
Май для российского рынка растительных масел стал своеобразным «моментом истины», когда кривая роста цен наконец-таки сменила вектор на противоположный. Отмена украинского квотирования, рост импорта, расширение собственных посевных площадей и хорошие виды на урожай текущего года сотворили на рынке долгожданный разворот. По мнению гендиректора аналитического центра «СовЭкон» Андрея Сизова, к маю экспорт сырого растительного масла упал до 14,9 тысяч тонн — до самого низкого показателя с декабря 2007 года; это на 51,6 тысячи тонн ниже, чем год назад. Г-н Сизов считает, что урожай в России может быть выше прошлогоднего, так как засеять подсолнечником планируется рекордное количество площадей — 6,4 млн га. При средней урожайности 12,5–13 ц/га и хороших погодных условиях это может дать свыше 7–7,5 млн тонн маслосемян.
К началу июня многие крупные холдинги и большинство небольших перерабатывающих предприятий значительно снизили закупочные цены на маслосемена, чтобы успешно конкурировать с дешёвой украинской продукцией.
Затоварившие склады в период ажиотажа переработчики либо вовсе остановили закупки, либо значительно снизили цену («Астон» и «Юг Руси» предлагали закупочные цены в Ростове на уровне 17 тысяч рублей за тонну).
Участники рынка предполагают, что по мере приближения уборочной кампании к концу месяца стоимость маслосемян будет снижаться до 9–12 тысяч рублей за тонну. Уже сейчас отмечены сделки по авансированию производителей по ценам в диапазоне 12–14 тысяч рублей за тонну.
К концу июня средняя рыночная цена подсолнечного масла может составить порядка 45 тысяч рублей за тонну, так как уже сегодня украинское масло продаётся по 46–47 тысяч рублей. К началу же поступления нового урожая и эта цена может приятно измениться.
Открытый сырьевой вопрос
Несмотря на жестокий кризис отрасли в прошлом году и ещё не остывшие после ценовых баталий страсти, основные игроки масложирового рынка уже вовсю начали делать громкие заявления об очередном наращивании производственных мощностей.
«Юг Руси» намерен к 2009 году построить в городе Калач-на-Дону (Волгоградская область) МЭЗ мощностью переработки 300 тысяч тонн маслосемян в год стоимостью около 2 млрд рублей.
От конкурентов не отстают и «Солнечные продукты». Их руководство пообещало к 2009 году пустить собственный МЭЗ, чьи мощности заявлены на уровне 600 тысяч тонн в год, в городе Михайловке (Волгоградская область).
Подобные же планы вынашивает и транснациональный концерн Cargill, чьи собственники уже обсуждали с волгоградскими властями возможность строительства своего МЭЗа мощностью переработки 594 тысячи тонн маслосемян в Новоаннинском районе области.
Итого, если верить заявителям, вскоре на Волге появятся мощности, нуждающиеся в совокупной загрузке сырьём порядка 1,5 млн тонн. Интересно, что в самой Волгоградской области при хорошем урожае производится не более 680–700 тысяч тонн семян. Из них до 150 тысяч перерабатывается на местных маслобойнях, остальное вывозится за пределы области. При этом сам регион всегда считался вотчиной агрохолдинга «Астон», Морозовский и Миллеровский МЭЗы которого находятся не так уж далеко от границы области.
Один лишь Ростовский МЭЗ «Юга Руси» (1,3 млн тонн) уже сегодня способен «переварить» весь подсолнечник, произрастающий на Дону, — в крупнейшем масличном регионе страны. После модернизации столько же смогут переработать две маслобойни «Астона». Компания «Донской янтарь» тоже не прочь расшириться за счёт строительства прессового производства мощностью выпуска 130 тысяч тонн масла-сырца в год (см. график 3).
По мнению Вадима Литвиненко из «АПК-Информ», «реализация имеющихся проектов приведёт к ужесточению конкуренции на сырьевом рынке, а также либо к необходимости самому предприятию искать пути надёжного обеспечения сырьём (вплоть до собственного производства подсолнечника), либо к необходимости переработки альтернативных масличных».
Как собираются «распиливать» сырьевую зону и чем загружать свои маслобойни заявители проектов, пока не вполне понятно. Странно было бы предположить, что крупные холдинги строят маслобойни, чтобы те работали на 40–50% своей мощности «до лучших времён» — их собственники деньги считать умеют. Создать действенную альтернативу подсолнечнику в ближайшие годы вряд ли получится — на это потребуется не менее 5 лет. Тем более что, к примеру, рапс — культура капризная и холодов может не выдержать. Серьёзное же расширение посевов сои на юге России пока не планируется.
Правда, заметную лепту внёс импорт альтернативного сырья. В конце весны в Россию был ввезён рекордный объём соевых бобов, превысивший 60 тысяч тонн, тогда как за весь прошлый сезон их импорт составил всего 33,8 тысячи тонн.
По прогнозу «СовЭкона», ввоз сои в Россию в этом сезоне возрастёт примерно в 14 раз и подойдёт вплотную к отметке в 500 тысяч тонн. В частности, по утверждению Вадима Викулова, его морозовский завод «Волшебный край» уже на 15–17% работает на рапсе. При этом он намерен довести долю переработки сои на нём до 40–50%. В этом сельхозсезоне сою начнет перерабатывать и входящий в «Астон» Миллеровский МЭЗ. По признанию г-на Викулова, он рассчитывает в перспективе перерабатывать на своих маслобойнях от 350 до 700 тысяч тонн рапса в год. Поскольку рапс и соя пока выращиваются в России в очень незначительном объёме, в краткосрочной перспективе можно ожидать увеличения их импорта. А обострившаяся борьба за сырьё в целом будет способствовать усилению концентрации на этом рынке.