Осень камикадзе

Москва, 24.05.2010
«Эксперт Юг» №20 (109)

Ростовский музей современного изобразительного искусства на Дмитровской (МСИИД), вот уже пятый год собирающий и экспонирующий произведения рубежа XX–XXI веков, осуществил достойный проект. Музей организовал выставку профессиональных и любительских работ (графика, фото), посвящённых старейшей улице города — Димитриевской, если следовать исконному названию. В нём — имя основателя крепости Димитрия Ростовского, давшей начало городу в XVIII столетии. На этой улице и расположено здание МСИИД. Завершающим этапом конкурса, в котором участвовало около 1000 работ, стало издание научного архитектурно-краеведческого исследования, в котором прихотливый образ улицы воссоздан из осколков субъективных впечатлений горожан, из колорита разных времён года, в оглушительно-пёстром коктейле ветхого и нового, отреставрированного и изуродованного новыми домовладельцами. Иллюстрациями послужили работы конкурсантов, а текст книги написала известный ростовский краевед Любовь Волошинова, архитектор, эссеист, человек, который знает об этом городе всё.

Дизайнерская книга-альбом тиражом 200 экземпляров «От храма к храму. Дмитриевская: биография продолжается» — будущий библиографический раритет. С неё можно начинать знакомить туристов с обликом исторического Ростова, который, увы, рушится на глазах или же коллажируется с органически неприемлемыми здесь архитектурными стилями (хай-теком в первую очередь).

Что рассказывает нам книга, созданная силами профессионалов и горожан, влюблённых в этот островок истории?

  Фото: Анна Калинич
Фото: Анна Калинич

Ростов-на-Дону — молодой город. Ему, отсчитавшему чуть больше двух с половиной столетий, далеко до старорусских юбиляров, где и соборная кладка ещё на яичном белке, и крепостные стены помнят монголо-татар. А потому исторический центр города, вытянувшийся вдоль правого берега Дона, — единственное, что осталось у Ростова от времён его бурного делового становления — девятнадцатого столетия на излёте. Доходные дома купцов, иностранных промышленников, архитектурные новинки модерна fin de siecle — бо́льшая часть этих зданий ещё сохранилась. И ещё стоят ворота 1911 года, держатся парадные двери 1913 года, не обсыпались колонны особняков предреволюционного строительного бума. Это не метафора: на Дмитровской — ныне Шаумяна — действительно всё дышит историей. В доме, где сейчас продают ткани и поедают недорогие бизнес-ланчи, в 1922 году читал свои стихи Осип Мандельштам. И местная интеллигенция, вытянув голодные шеи, слушала эти стихи, теснясь на деревянных скамьях, выстроившихся перед импровизированной сценой с синим плюшевым занавесом. На Дмитровской жили ординарные профессора перемещённого в Ростов после начала Первой мировой Варшавского университета и профессора консерватории, прачки и офицеры ГПУ, врачи и адвокаты. Квартиры расселяли и уплотняли, стены рушились от бомб и заново достраивались…

Пара детских розовых колготок развивается на фоне древней кирпичной кладки. Разве не символично то, что музей, специализирующийся на новом искусстве, пошёл на эту акцию — акцию памяти, консервации пока ещё живого образа исторического Ростова? Наверное, чтобы осень этих мест и стен не стала «Осенью камикадзе», как в романтическом постере конкурсанта Игоря Ваганова, не оставившего надежды на прозорливость чиновников и риэлторов, высоко оценивающих землю под ещё не снесёнными домами старого, очень старого фонда.

Новости партнеров

«Эксперт Юг»
№20 (109) 24 мая 2010
Назначение губернатора
Содержание:
Тихий Дон не ждал перемен

Назначение нового губернатора Ростовской области уже в среднесрочной перспективе станет началом серьёзного переформатирования политического и бизнес-пространства в ключевом регионе ЮФО. В некотором смысле перемены на Дону вызваны слишком явным стремлением их избежать

Реклама