Вложения на вырост пшеницы

Русский бизнес
Москва, 27.09.2010
«Эксперт Юг» №37-38 (126)
До конца 2013 года краснодарский сельхозмашиностроительный завод «Клаас» создаст на Кубани предприятие полного технологического цикла, удвоив мощности нынешнего производства. К этому времени, считают в компании, рынок вернётся к докризисным рубежам

Руководство краснодарского завода ООО «Клаас» (дочернее предприятие немецкой компании CLAAS KGaA mbH) намерено до конца 2013 года удвоить мощности своего сборочного производства и довести его до полного технологического цикла. По утверждению генерального директора компании Ральфа Бендиша, на заводе будут налажены раскрой материала, изгиб, сварка, окраска и сборка, что позволит увеличить степень локализации производства до 30–40%. В настоящее время «Клаас» уже закончил работы по приобретению земельного участка для размещения дополнительных корпусов и логистических объектов. Ожидается, что активная фаза строительства начнётся в 2011 году.

Подготовленное решение

Решение о начале строительства второй очереди сборочного завода в Краснодаре собственниками «Клааса» было принято ещё до кризиса, в 2008 году, когда кубанские сельхозмашиностроители продали свыше тысячи машин (приблизительно столько же продаёт CLAAS в Германии), а рынок находился на пике своего развития. В Краснодар было также перенесено сборочное производство тракторов ATLES, которые раньше производились во французском Ле-Мане.

Однако затем произошёл обвал рынка, покупательная способность крестьян снизилась до критической черты, объёмы продаж упали на 50%. Склады крупнейших отечественных заводов («Ростсельмаш», «Агромашхолдинг») оказались затоваренными и комбайнами, и комплектующими. В 2009 году краснодарский завод немецкой компании сумел продать всего около 300 машин различных модификаций (на предприятии собирают зерноуборочные комбайны TUCANO, MEGA и трактора ATLES).

Тем не менее, по утверждению г-на Бендиша, перспективы развития российского рынка сельхозтехники сегодня очевидны. «По нашим подсчётам, на страны СНГ приходится около трети мировых продаж сельхозтехники, — говорит Ральф Бендиш. — Этот рынок для нас — ключевой. К тому же развитие российского рынка до 2008 года показало, что сегмент сравнительно дорогой сельхозтехники, к которому принадлежит и наша продукция, растёт опережающими темпами. Я думаю, что эта тенденция будет усиливаться. Тем более, что меры защиты внутреннего рынка дают свои плоды: почти все мировые производители сельхозтехники уже находятся на территории России».

Cегодня сомнения вызывают лишь перспективы рыночного развития ближайшего года. «Прогнозы развития сельхозрынка в 2011 году сегодня очень разные, — утверждает гендиректор “Клааса”. — Одни говорят, что уже в следующем году начнётся рост, другие — что проблемы с урожаем в этом году не дадут возможности инвестировать в модернизацию. Я думаю, что здесь большое поле деятельности для правительства: люди, потерявшие урожай
из-за засухи, должны получить поддержку. Сейчас мы вошли в этап проектирования. Так как объект большой и технологоёмкий, думаю, строить его мы начнём только в следующем году. Строительство займёт 2–2,5 года. Если всё будет идти нормально, то мы сможем ввести предприятие в эксплуатацию к концу 2013 года. Я абсолютно уверен, что к этому времени российский рынок будет отыгран. Трудно прогнозировать только 2011 год, следующие годы будут однозначно подъёмными».

О полноте цикла

В России продажи техники «Клаас» ведутся с 1992 года, в 2000 году было принято решение о реализации первого этапа локализации производства в Краснодарском крае. На участке в 10 га были воздвигнуты производственные корпуса, рассчитанные на сборку от 500 до 1000 комбайнов в год, инвестиции в завод составили 30 млн евро. Как сообщил «Эксперту ЮГ» г-н Бендиш, на втором этапе производственные площади будут увеличены в пять раз (сегодня они составляют 5 тысяч квадратных метров), мощности сборки комбайнов и тракторов возрастут вдвое, расширится линейка зерноуборочных комбайнов.

В рамках второго этапа планируется расширение производства до полного технологического цикла. «Полный технологический цикл означает, что в производстве будут присутствовать раскрой материала, изгиб, сварка, окраска и сборка, — поясняет г-н Бендиш. — На предприятие станет поступать листовой материал, мы построим цех по раскрою и обработке металла. Сумма инвестиций на втором этапе превысит два миллиарда рублей».

Расширение производства позволит также нарастить степень локализации с 10 до 30–40%. Ранее руководство «Клааса» предъявляло серьёзные претензии отечественным поставщикам комплектующих (большинство из них — «Аксайкардандеталь», «Агротрейд» и др. — расположены в Ростовской области), производящим шнэки, тележки для транспортировки жаток, огнетушители, рукава высокого давления, рамы и пр. Не устраивали качество окраски, уровень коррозионной стойкости, стабильность поставок. «До стопроцентной локализации быстро дойти будет сложно, поскольку в России просто недоступны некоторые комплектующие, например, двигатели, которые для нас производит Mercedes-Benz, — говорит Ральф Бендиш, — Ещё при реализации первой очереди мы хотели разместить заказы на производство комплектующих у российских производителей. Но большинство предприятий не могут удовлетворить высоким требованиям по качеству, стабильности производственного процесса и цене. Поэтому основной процент локализации мы обеспечиваем собственным производством».

Повышение локализации и налаживание на собственных мощностях производства комплектующих — мечта руководства «Клааса» ещё со времён запуска краснодарского предприятия в 2005 году. С нынешней степенью локализации в 10% нечего и думать о получении статуса предприятия, работающего в режиме промышленной сборки с распространением на завод правительственных мер поддержки. В их числе и снижение себестоимости благодаря экономии на таможенных платежах при поставках импортных комплектующих. Сам г-н Бендиш утверждает, что «защитные таможенные пошлины распространяются исключительно на импортную технику, но не на наше производство». Однако, как сообщил «Эксперту ЮГ» президент союза «Росагромаш» и председатель совета директоров комбайнового завода «Ростсельмаш» Константин Бабкин, его предприятие, сегодня импортирующее до 25% комплектующих, платит таможенные пошлины от 5 до 15% от их стоимости (в зависимости от номенклатуры). По этой логике, такие затраты должны влиять и на конечную стоимость комбайнов семейства CLAAS.

Предполагается, что бóльшая часть объявленных руководством «Клааса» инвестиций пойдёт на закупку современного высококлассного оборудования для новых цехов, так как сегодня средний токарный станок западноевропейского образца стоит порядка миллиона долларов. Зарубежный собственник, надо полагать, найдёт подходящие станки для раскроя и сгиба в Германии. Стоимость же производственных линий сегодня в несколько раз превышает заявленную сумму инвестиций.

«Я не очень понимаю, что в «Клаасе» называют “полным технологическим циклом”, — заметил «Эксперту ЮГ» Константин Бабкин. — Мне неизвестны производители комплектующих в России, у которых бы «Клаас» сегодня приобретал оборудование; всё завозится из-за рубежа. Просто иностранные производители, имеющие в нашей стране собственные сборочные производства, научились обходить таможенные барьеры». Что касается «Ростсельмаша», то завод, по утверждению г-на Бабкина, в 2010 году соберёт и продаст порядка 2300 зерноуборочных комбайнов.

«Расширение производства до полного технологического цикла — это, безусловно, шаг вперёд, который позволит снизить себестоимость клаасовских комбайнов и повысить их конкурентоспособность по сравнению с тем же «Ростсельмашем», — считает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. — Другое дело, что в подобных заявлениях всегда есть элемент лукавства, когда не до конца понятно, что вообще считать «полным циклом». К тому же, если кто-то производит лучшие комплектующие, нет смысла изобретать велосипед, а просто нужно покупать их на стороне». В то же время, по мнению г-на Баранова, инициатива руководства «Клааса» может быть связана с тем, что вслед за автопромом правительство РФ может ввести аналогичную программу утилизации и для отечественных комбайнов, а тогда уже многое будет зависеть именно от степени локализации производства.      

Новости партнеров

«Эксперт Юг»
№37-38 (126) 27 сентября 2010
Сочинский форум
Содержание:
Инфраструктура снизу

Сочинский инвестиционный форум показал, что субъекты юга России постепенно вырабатывают общие посткризисные решения, позволяющие максимально эффективно продавать потенциал региона. В массовом порядке они теперь предлагают инвесторам разного рода индустриальные парки, кластеры и промзоны

Реклама