Мультипликационное импортозамещение

Анна Филатова
16 мая 2011, 15:11
  Юг

В Краснодаре открылась первая в ЮФО студия анимационных технологий и образования «МультПросвет». Технология создания мультфильмов, предложенная командой студии, признана уникальной. На Юге её основные конкуренты — иностранцы

Фото предоставлено «Мультпросветом»
Генеральный директор студии «МультПросвет» Михаил Шаблин ведёт урок анимации

Среди краснодарских компаний, осваивающих рынок инноваций, выделяется студия «МультПросвет» — проект, созданный группой студентов Кубанского государственного университета в 2009 году. Всё началось с того, что аспирант кафедры живописи КубГУ Михаил Шаблин предложил идею создания мультфильмов в редкой технике «живой живописи» с добавлением в неё элементов 3D-анимации, которые могут сделать её уникальной. Эта технология напоминает ту, что использовал Александр Петров при создании оскароносного мультфильма «Старик и море». Художники «МультПросвета» точно так же пишут масляными красками на плёнке или на стекле с нижней подсветкой, однако впоследствии происходит «оживление» изображения и придание ему объёма с помощью программ трёхмерной графики — например, 3D Max. На завершающем этапе анимацию обрабатывают в различных графических редакторах для усиления визуального эффекта. При этом, помимо уникальной технологии, было предложено внедрить курсы анимации в учебные программы колледжей и вузов. «Наша цель — создание первого в ЮФО полномасштабного центра анимационных технологий и образования, объединяющего работу с детьми, подготовку специалистов в области анимационного искусства, а также выпуск коммерческих и социальных мультипликационных роликов», — рассказывает Михаил Шаблин, теперь уже директор студии.

Презентация этого необычного центра под рабочим названием «Школа экранных искусств» впервые прошла на инновационном всероссийском форуме «Селигер-2009», и авторы сразу же получили высокие экспертные оценки. В итоге проект вошёл в десятку лучших в номинации «Арт-менеджмент». Собственно, на тот момент студия была скорее творческой, нежели экономически выгодной инициативой. Однако исследования показали, что анимация востребована на южном рынке, и тогда идею было решено оформить в бизнес-плане. Этим занялись студенты экономического факультета КубГУ Эрик Лучкин и Анна Тассо, а студент КубГТУ Иван Куккоев разработал фирменный стиль и логотип «МультПросвета». В таком виде проект одержал победу в конкурсе «Премия IQ-года» и занял первое место на университетской «Ярмарке идей» в 2010 году. В результате команда мультипликаторов получила губернаторскую премию в размере 300 тысяч рублей и помещение в бизнес-инкубаторе КубГУ.

«На данный момент мы освоили порядка 600 тысяч рублей; на эти средства было приобретено оборудование и сформирован штат из восьми человек, — рассказывает г-н Шаблин. — Правда, чтобы улучшить качество выпускаемой продукции и повысить производительность, требуются дополнительные инвестиции».

Менеджер по стратегическому развитию студии «МультПросвет» Эрик Лучкин уточнил, что для выполнения существующего бизнес-плана проекту требуется ещё 909 тысяч рублей. Предполагается, что срок окупаемости не превысит двух лет, учитывая то, что у «МультПросвета» нет конкурентов в ЮФО. «Правда, в Краснодаре есть организация, с которой мы пересекаемся в ряде услуг — это студия “АМА-Карандаши” под руководством Андрея Ануфриенко, — уточняет Михаил Шаблин. — Наверное, нас можно назвать конкурентами, однако мы работаем в совершенно разных техниках и предлагаем всё-таки разные продукты».

Сегодня основным направлением деятельности «МультПросвета» остаются обучающие программы и создание социальных роликов. Преподаватели студии работают в детской школе искусств № 1 Краснодара, в Краснодарском краевом художественном музее им. Ф. А. Коваленко, Кубанском государственном университете. По словам Эрика Лучкина, курсы пользуются огромной популярностью — запись ведётся на месяцы вперёд. За два года создано более 20 детских мультфильмов, а воспитанники студии участвуют в престижных фестивалях и конкурсах.

«На занятиях мы используем  минимально необходимый набор средств: фотоаппарат, штатив, компьютер, — говорит Михаил Шаблин. — Что касается создания профессиональных работ, то здесь качество напрямую зависит от оборудования: студии необходимы столики для ротоскопии (анимационная техника, при которой мультфильм создаётся путём обрисовки кадр за кадром натурного фильма. — «Эксперт ЮГ»), фотоаппараты, графические планшеты и мощные компьютеры». Несмотря на растущую потребность в новой технике, руководство «МультПросвета» не планирует получить те самые 909 тысяч рублей за счёт социальной и образовательной деятельности, и пока цены на услуги студии стабильны: обучение ребенка обойдётся в 1200 рублей в месяц, а стоимость одной секунды ролика (примерно 14 кадров) не превышает 800 рублей. В данный момент основная задача команды мультипликаторов — освоение рекламного рынка, наиболее перспективного с точки зрения применения уникальной технологии трёхмерной живой живописи.

«Сегодня анимацию можно встретить практически везде — взять тот же интернет, — описывает ситуацию Эрик Лучкин. — Но, как правило, бóльшая часть анимационной продукции приходит из-за границы. По результатам нашего исследования, с конца 90-х годов на один полнометражный мультфильм отечественного производства приходится 12 мультфильмов, созданных за рубежом. При этом 70 процентов опрошенных нами респондентов хотят заказать анимационный ролик для коммерческих целей». Углубившись в изучение тренда, команда «МультПросвета» обнаружила, что «мультяшная» реклама могла бы хорошо продаваться, только вот заказчики не рискуют обращаться в столичные студии, а в регионе практически отсутствует предложение. «Использовать такие ролики может обширный пул компаний. Способов применения анимации сотни: это и видеоинсталляции товара, и презентации на выставках, и телевизионные заставки, а также более агрессивные варианты — вирусное видео для интернета и государственная социальная реклама», — поясняет Михаил Шаблин. Однако в студии уверены: чтобы занять даже полностью открытый рынок, необходимо очень осторожно подойти к созданию жизнеспособного предложения. Поэтому пока основная часть ресурсов «МультПросвета» уходит на социальную анимацию. «Работа над подобными проектами позволяет нам сформировать и наладить взаимодействие команды художников, монтажёров и сценаристов для последующей деятельности в области создания коммерческих роликов», — отмечает Эрик Лучкин.

В данный момент компания выполняет заказы властей и вузов. В частности, ведётся подготовка ролика для департамента экономического развития, инвестиций и внешних связей Краснодара, а перед этим были выполнены заказы для департамента молодёжной политики, волонтёрского центра КубГУ и волонтёрской программы «Тысяча олимпийских уроков». «Пока “социалка” у нас на первом месте, тем более что мы участвуем в соискательстве на грант президента в области поддержки культурных проектов общенационального значения, — говорит Михаил Шаблин. — Однако в это же время Эрик Лучкин занимается поиском возможностей для привлечения дополнительных инвестиций или финансирования на безвозмездной основе». Кроме того, недавно команда «МультПросвета» приступила к разработке бизнес-плана короткометражного анимационного фильма, по сюжету которого будет создана квестовая компьютерная игра, а затем снят первый в мире полнометражный фильм в технике «живой живописи». На ближайший год запланировано создание короткометражки, которая будет в полной мере отражать концепцию проекта.