Руководитель Федерального агентства по управлению государственным имуществом Ольга Дергунова 11 декабря сообщила, что 20-процентный госпакет акций Новороссийского морского торгового порта (НМТП) не будет приватизирован до конца этого года. «До конца года не успеем — но и не спешим, — заявила она. — НМТП — актив хороший, актив, с которым есть разные способы решения задачи. Возможна самая разная структура сделки. Тот пакет, который есть у государства, можно структурировать разным образом. Поэтому обсуждаем».
Таким образом, одна из самых ожидавшихся в этом году приватизационных сделок вновь откладывается, хотя представители федеральных властей не раз говорили о том, что пакет будет продан. Весной сама Ольга Дергунова сообщила, что Росимущество видит порядка 10 претендентов на госпакет НМТП, «которые выказали неподдельный интерес и выразили желание голосовать деньгами». В сентябре на инвестиционном форуме в Сочи уже вице-премьер Игорь Шувалов утверждал, что это произойдёт до конца года, а в ноябре намерения правительства подтвердил министр экономического развития Алексей Улюкаев, не исключив, что пакет может быть приватизирован путём размещения на бирже. В качестве претендентов рассматривались компания «Нефтегазиндустрия» Владимира Когана, группа «Дело» Сергея Шишкарёва, которой в Новороссийском порту принадлежат независимые стивидорные активы, а также фонды Invest AD, Macquarie Renaissance, International Container Terminal Services и другие компании.
Спустя несколько дней после декабрьского выступления Ольги Дергуновой газета «Ведомости» сообщила, что АК «Транснефть» предложила группе «Сумма» Зиявудина Магомедова выкупить её долю в зарегистрированной на Виргинских островах компании Novoport Holding Ltd, через которую партнёры контролируют 50,1% акций НМТП. Утверждалось, что после этого «Транснефть» планирует продать «Сумме» активы Группы НМТП, не связанные с перевалкой нефти и нефтепродуктов (зерновой и контейнерные терминалы и Новороссийский судоремонтный завод), хотя эта схема ещё должна быть согласована правительством.
Однако в тот же день, 16 декабря, «Транснефть» опубликовала опровержение сообщённой «Ведомостями» информации, не поскупившись на риторические фигуры. «Это утверждение, как это часто бывает в погоне за псевдосенсациями, не соответствует действительности и планам ни ОАО “АК «Транснефть”, ни, как мы полагаем, наших партнёров по бизнесу в НМТП», — говорилось в сообщении госкомпании.
А всего за несколько дней до этой истории стала известна стоимость 8,19-процентного пакета акций НМТП, который в интересах «Транснефти» был скуплен в сентябре на открытом рынке структурами финансовой корпорации «Уралсиб». По сообщению портала Infranews, согласно финансовой отчётности «Транснефти» по МСФО, госкомпания заплатила за этот пакет 6,355 млрд рублей и в результате увеличила свою долю в НМТП с 27,38 до 35,57%. Уже тогда неофициальные источники в правительстве заговорили, что приватизировать госпакет в этом году не получится.
Хотя ещё весной президент «Транснефти» Николай Токарев утверждал, что его компания не намерена участвовать в аукционе по приватизации 20-процентного госпакета, после сентябрьского приобретения акций именно «Транснефти» принадлежит крупнейший пакет НМТП. Кроме того, в начале года в результате конфликта со своим стратегическим партнёром «Транснефти» удалось установить контроль в совете директоров НМТП, а приглашённому «Суммой» гендиректору НМТП Радо Антоловичу пришлось покинуть Россию, где на него было заведено уголовное дело. До публикации годового отчёта НМТП сложно судить, насколько конфликт акционеров повлиял на текущую деятельность порта, но по итогам 11 месяцев 2013 года грузооборот Группы НМТП снизился на 11,8% в сравнении с аналогичным периодом годом ранее. В абсолютных величинах наиболее значительное падение произошло по главной статье перевалки группы — сырой нефти (с 103 до 85 млн тонн).
Теперь рынку остаётся ждать нового решения по приватизации 20% акций — и запас времени у государства ещё достаточный: продать госпакет нужно до 2016 года. По словам Ольги Дергуновой, у Росимущества имеется «желание найти способ сделать это максимально эффективно для государства», а вариантов тут может быть немало. Например, возможен сценарий «целевой продажи» — с соответствующим предложением в октябре обратился к Владимиру Путину президент «Роснефти» Игорь Сечин, не раз проявлявший интерес к НМТП. На сей раз этот интерес объяснялся тем, что совместному предприятию «Роснефти» с ExxonMobil нужна база для разработки шельфа Чёрного моря, но для правительства этот довод оказался неубедительным, и очередная попытка Сечина получить заветный госпакет пока не увенчалась успехом.