Переход на «цифру»: вызов для южных компаний

Специальный проект
Москва, 09.01.2019
«Эксперт Юг» №1-2 (421)
Процессы диджитализации стали трендом не только в повседневной жизни людей, но и в бизнесе. «Эксперт ЮГ» начинает новое исследование, в рамках которого будет изучены лучшие практики внедрения цифровых процессов и проведена оценка потенциала диджитализации в регионе

ЭКСПЕРТ-ЮГ

Развитие цифровой экономики — один из федеральных приоритетов сегодня. Он заключается как в разработке программы «Цифровая экономика Российской Федерации», так и в активном внедрении процессов «Индустрии 4.0» на российских предприятиях. Задача федеральной программы — преобразование базовых отраслей за счёт внедрения цифровых технологий и платформенных решений. Диджитализация — направление, на котором лидеры ключевых отраслей ищут дополнительные резервы повышения производительности, улучшения своих продуктов. Именно от их наработок во многом зависит реализация федеральной программы в регионах.

Именно поэтому Аналитический центр «Эксперт ЮГ» запускает новый исследовательский проект «Диджитализация бизнеса ЮФО», в рамках которого будут изучены лучшие практики крупного бизнеса региона, а также проведена оценка потенциала цифровизации. Полученные результаты станут основой для развития партнёрства в этой сфере, появления новых проектов и принятия стратегических решений. Базой исследования станут участники рэнкингов, проведённых Аналитическим центром «Эксперт ЮГ» ранее: «250 крупнейших компаний ЮФО», «300 крупнейших производителей юга России» и «100 самых динамичных компаний юга России».

Главные вопросы исследования: какие инструменты интернет-маркетинга применяют средние и крупные компании? Какова эффективность крупнейших компаний ЮФО? Какие задачи в сфере цифровизации крупный бизнес считает приоритетными? Какой потенциал дальнейшей цифровизации видят компании? Основным форматом работы станут анкетирование и интервью с руководителями крупных компаний. Партнёры проекта — ТТК, «Вебпрактик», «Амвей» и «СКБ-Контур». Стратегический партнёр — ЮРГПУ (НПИ). Первые интервью в рамках проекта можно прочитать в этом номере (начиная со стр. 60).

Первый опыт крупного бизнеса

О том, как бизнес ЮФО работает над диджитализацией, шла речь на конференции, организованной Аналитическим центром «Эксперт ЮГ». О своих проектах в сфере диджитализации рассказали представители крупных компаний, работающих на Юге, в частности, Новочеркасского электровозостроительного завода, банка «Центр-инвест», компании Amway и компаний, занимающихся разработками и внедрением ИT.

Проект «Цифровой завод НЭВЗ», запущенный в 2017 году, представил его руководитель Игорь Малакаев. По его словам, это позволило по-новому взглянуть на работу предприятия. В частности, на НЭВЗе внедряются робототехнический комплекс, 3D-модель завода, системы для мониторинга работы оборудования в режиме онлайн, цифровой двойник производства — модель предприятия, которая позволяет рассчитать цикл изготовления электровозов. «Модель просчитывает, сможем ли мы за определённый срок изготовить определённое количество локомотивов, показывает нам узкие места», — рассказал Игорь Малакаев. Однако он отметил одну сложность — это прежде всего работа с персоналом. «Нужно правильно объяснить людям, зачем это внедряется — что это не взамен персонала, а для облегчения их труда», — заметил г-н Малакаев. По его словам, уже в 2019 году можно будет оценить эффективность, которой удастся достичь благодаря реализации проекта «Цифровой завод». Он также предложил создать региональный центр компетенций, чтобы на одной площадке могли общаться представители цифровых предприятий и ИТ-сферы.

К 2020 году бизнес будет работать с поколением Z, которое полностью «погружено в диджитал» и виртуальную реальность, отметил глава региона Юг компании Amway Михаил Петров. «Нам важно понимать, какую помощь мы можем предложить нашим партнёрам, как обучить их и проинформировать. Мы постарались ухватиться за этот тренд и решили, что нам нужны онлайн-инструменты для обучения наших партнёров. Сейчас у нас существует четыре института — в каждом из этих направлений наши партнёры могут пройти курс от консультанта до эксперта», — сказал г-н Петров. По его словам, цель внедрения новых каналов обучения — привлечение новых клиентов и партнёров за счет онлайн-коммуникаций. На платформе уже зарегистрированы 17,5 тысячи человек, а 2,5 тысячи учащихся получили сертификаты «Amway Академии».

Цифровизация охватывает все этапы — от разработки до сервиса, говорит руководитель проекта «Цифровой завод НЭВЗ» Игорь Малакаев 59-1.jpg ЭКСПЕРТ-ЮГ
Цифровизация охватывает все этапы — от разработки до сервиса, говорит руководитель проекта «Цифровой завод НЭВЗ» Игорь Малакаев
ЭКСПЕРТ-ЮГ

Над диджитализацией работают не только производственные предприятия и крупные компании, но и банки. Так, «Центр-инвест» утвердил основные положения новой стратегии развития на 2019-2021 годы, которая получила название «ESG-диджитализация экосистемы “Центр-инвест”». Как рассказал директор по инновациям «Центр-инвеста» Юрий Богданов, диджитализация экосистемы банка охватит операционную систему, отношения с регулятором, государственными органами и клиентами. Акцент сделан на безопасности платежей, работе с большими данными, электронном документообороте. Банк также продолжит участвовать в пилотных проектах Банка России (личный кабинет, маркетплейс). «На рынке останутся только те компании, которые преуспеют в цифровизации», — заключил Юрий Богданов.

«ИТ-предприятия, которые разрабатывают принципиально новые решения, могут претендовать на грантовую поддержку Фонда содействия инновациям, в этом году реализующего несколько специализированых программ, например, два потока подачи заявок на программу “Старт”, — рассказала генеральный директор Агентства инноваций Ростовской области Анна Пушенко. — За участие в ней можно получить 2 миллиона рублей. Назову ещё и программу “Развитие” в области цифровых технологий, при участии в которой можно будет получить до 20 миллионов рублей на исследования и разработки в этой сфере».

Гендиректор «Вебпрактик» Александр Букуров предложил создать «центр компетенций», который нужен для организации взаимодействия компаний и IT-специалистов 59-2.jpg ЭКСПЕРТ-ЮГ
Гендиректор «Вебпрактик» Александр Букуров предложил создать «центр компетенций», который нужен для организации взаимодействия компаний и IT-специалистов
ЭКСПЕРТ-ЮГ

Для диджитализации нужны кадры и центр компетенций

Сдерживающим фактором для развития цифровизации участники конференции назвали недостаток квалифицированных кадров в ИТ-сфере. «Знания, которые дают учебные заведения, скудны», — считает генеральный директор компании Sebbia Николай Мельников. По его словам, именно поэтому 2,5 года назад Sebbia начала активно сотрудничать с вузами в части подготовки учебных программ, организации практики для студентов. «Кадры — это большая проблема, — подтвердил руководитель ростовского регионального центра “СКБ Контур“ Денис Корченко. — В Екатеринбурге, где находится наш головной офис, мы строим огромный кампус для развития новых стартапов, также работаем с вузами. Студентов приглашаем для выполнения тестовых заданий». По его словам, успешных студентов компания приглашает на стажировку с оплатой и потенциальным трудоустройством. «Средний возраст наших сотрудников — 25–30 лет, то есть у нас работают люди, которые закончили вуз буквально вчера», — добавил г-н Корченко.

Много талантливых ИТ-специалистов есть в Таганроге, причём это очень молодые люди, рассказал учредитель ООО «ПЕН-Консалт» Евгений Петропавловский. «Возникает вопрос: будут ли они завтра работать в чьей-либо компании? Нет, они будут работать в “облаке”», — резюмировал эксперт.

Генеральный директор «Вебпрактик» Александр Букуров тоже отметил, что его компания сама готовит для себя кадры: «Мы вынужденно перешли к системе университета внутри компании, сами готовим специалистов для себя». По его словам, проблема заключается и в компетенциях со стороны бизнеса и исполнителей, которые предлагают решения «на потоке», не вникая в то, что будет с этими решением через некоторое время. «Этой аналитики на региональном рынке, мне кажется, не хватает», — говорит Александр Букуров. Кроме того, отмечает эксперт, ИТ-компании ничего друг о друге не знают. «У нас есть классные команды, но заказы крупный бизнес делает в других регионах», — подчеркнул гендиректор «Вебпрактик».

Помочь в решении этой проблемы может центр компетенций, который нужен для организации взаимодействия компаний и IT-специалистов, заключили участники конференции. «Это вопрос нашего превращения в системную отрасль, эту задачу нужно решать на уровне региона», — уверен Александр Букуров.

Площадка, которая выступает в качестве центра компетенций, уже существует — это Торгово-промышленная палата Ростовской области, считает куратор направления цифровизации ТПП региона Игорь Скрягин. Основная её функция — взаимодействие представителей бизнеса друг с другом и с различными органами власти. По словам г-на Скрягина, в конце прошлого года была создана рабочая группа по автоматизации систем управления на предприятиях. Это позволит бизнесу обратить внимание на автоматизацию основных процессов и ускорить развитие.

У партнеров

    «Эксперт Юг»
    №1-2 (421) 9 января 2019
    НЕФТЬ, ХИМИЯ И ЭНЕРГЕТИКА ЗАДАЛИ ТЕМП
    Содержание:
    Реклама