Интервью

Есть где поговорить

Лишь 39% российских компаний перешли на отечественные сервисы видеоконференцсвязи

Есть где поговорить
Фото: LinkedIn Sales Solutions/Unsplash
Компания «МТС Линк», разработчик коммуникационных сервисов провела опрос 250 крупных российских компаний и выяснила, что 39% используют исключительно отечественные решения для ВКС, 60% используют одновременно несколько сервисов, в том числе и зарубежные, и 1% продолжает использовать только зарубежные решения.

Видеоконференцсвязь (ВКС) ставшая важным рабочим инструментом в период пандемии и самоизоляции, не утратила своего значения и после победы над COVID-19. Оценки мирового рынка платных услуг ВКС сильно разнятся: от $25 млрд у Global Market Insight до $7 млрд у Fortune Business Insight. Российский рынок оценивался в 2020 году в 2,5 млрд руб., более поздних объективных оценок обнаружить не удалось, что отчасти связано со сворачиванием работы иностранных провайдеров в 2022 г.

Доступ к наиболее популярным иностранным сервисам — Zoom (он стал именем нарицательным для обозначения видеоконференций), MS Teams, Slack, Skype for Business — сейчас закрыт или функционально ограничен. Без ограничений работает разве что Google Meet, но он пригоден разве что для видеозвонков в небольшой группе.

Российскими компаниями разработано минимум полтора десятка систем ВКС, большая часть которых внесена в Реестр отечественного ПО, а значит, компании с государственным участием (которые, очевидно, попали в список опрошенных) просто обязаны использовать именно их. Объективного рейтинга той или иной системы ВКС по количеству пользователей нами не обнаружено. Различные агентства приводят оценки функционала и стоимости продукта, но их результаты расходятся. Также надо учитывать, что некоторые сервисы разработаны крупными корпорациями для собственных нужд (например Jazz by Sber) и лишь после внедрения в компании стали выводится на внешний рынок.

Фактически запросы потребителей делят платформы ВКС на две большие группы: «просто поговорить» — для видеосвязи и демонстрации изображений при общении с клиентами, подрядчиками и другими «внешними» собеседниками, и системы, интегрированные с другими цифровыми сервисами компаниями. Они позволяют оперировать с ними на глазах всех участников онлайн-совещания, как правило, сотрудниками одной компании.

В целом требования заказчика к ВКС не меняются уже много лет: облачное расположение сервиса и, соответственно, возможность браузерного входа с любого компьютера; защищенность от внешнего проникновения (помните Zoom bombing, популярный года четыре назад); устойчивость при подключении большого числа участников и возможность не демонстрировать обстановку кухни — единственного тихого места в доме, откуда вы подключаетесь к совещанию. Последнее — так называемая бьютификация — подразумевает и возможность цифровой ретуши изображения человека. Кстати, год назад Zoom опубликовал статистику, из которой следовало, что 26% пользователей сервиса используют виртуальный фон, а 19% — размытый. Из новых требований стоит отметить встраивание в ВКС функции распознавания речи и формирования текстового файла с протоколом встречи.

«Мы внедряем нейросетевые языковые модели. По завершении встречи наши пользователи с недавних пор могут не только скачать ее запись, но и получить текстовую расшифровку и автоматически сгенерированное краткое содержание», — говорит директор по продукту «МТС Линк» Александр Бровко.

Базовый функционал российских решений в области коммуникаций реализован давно и хорошо отработан, отмечает исполнительный директор компании «ДиСи Инжиниринг» Глеб Антипов. Вопросы, по его словам, есть к масштабированию и стабильности работы при использовании в видеоконференции картинки с высоким разрешением, при большом количестве участников.

«Однако производители заняты непрерывным улучшением своих продуктов и прогресс виден. Хорошо, что на отечественном рынке не один и не два производителя и конкурентная борьба между ними приводит к росту качества», — уверен он.

Немаловажным преимуществом отечественных систем является и работоспособность на самых разных платформах, в том числе и российских ОС, считает руководитель QA-отдела ИТ-компании SimbirSoft Галина Яшина.

Главными препятствиями для дальнейшего перехода компаний на отечественные решения может стать сложный трансфер накопленных ранее данных с рисками потери информации. Российские мессенджеры получили небывалый толчок к развитию, однако чтобы встать наравне с такими ранее популярными решениями, как Slack или Microsoft Teams, нужны время и вложения, в том числе и в стабилизацию разработанных решений.

Материалы по теме:
Технологии, 15 янв 21:30
Как в России вводят регулирование открытого кода
Технологии, 30 дек 10:00
На проекты обратного инжиниринга правительство выделит свыше 38 млрд рублей
Технологии, 17 дек 09:00
Корпоративные хранилища стали новым инструментом управления
Технологии, 25 ноя 11:13
Механические квантовые компьютеры могут появиться в ближайшие 10 лет
Свежие материалы
Россия договорилась с ОАЭ о новом налоговом соглашении
Ставка на выплаты дивидендов, роялти и процентов составит 10%
Американцам пустили TikTok
В мире,
Как воскрес видеосервис вопреки решению верховного суда США
Мемкоины Трампов потрясли курс криптовалют
Финансы,
Биткоин и Solana обновили исторический максимум