Затянувшийся контракт

14 августа 2000, 00:00
  Урал

В мае 1999 года после годичных переговоров Уралвагонзавод отправил на испытания в Индию три Т-90С. Танк выдержал испытания с честью. Впрочем, до заключения контракта дело не дошло. Весной этого года Т-90 заинтересовалась Малайзия. Необыкновенно пристальное внимание к своему танку ощутили представители предприятия на VII традиционной выставке вооружений "DSA-2000"(?), проходившей в этой стране в минувшем апреле. В результате по просьбе малайзийцев Т-90 был оставлен для детальных испытаний и до сих пор находится вдали от родины. Как пояснил генеральный директор Уралвагонзавода Николай Малых, танку предстоит пройти в общей сложности 2000 километров по малайзийским просторам, после чего состоятся переговоры.

Интересовались военной продукцией Уралвагонзавода иностранные специалисты и на выставке "Уралэкспоармс -2000". Гостей из дальних стран интересовал не только Т-90, но и серия машин его поддержки, производство которых на базе танка предприятие освоило в последние годы. Были продемонстрированы машины по устранению мин и заграждений, наведению мостов. Самая же последняя разработка Уралвагонзавода призвана защитить танки и пехоту от поражения средствами ближнего боя. На выставке "Уралэкспоармс-2000" новая машина сопровождения была представлена впервые. У зарубежных и отечественных знатоков она вызвала глубокий интерес.

Но еще большее внимание в последнее время обращено к информации о танке нового поколения Т-95. В натуральном виде перед широкой аудиторией он появится, видимо, еще не скоро и тем выше уровень ожиданий. Главный конструктор американского танка "Абрамс" фирмы "General Dinamics" Филипп Летт, например, признался, что на выставке в Нижнем Тагиле его больше всего интересовала возможность познакомиться с Т-95.

Между тем разработчик интересной и перспективной техники испытывает финансовые трудности и из-за отсутствия заказов на танки вынужден заниматься производством гражданской продукции. Во второй половине 90-х почти тридцатитысячный коллектив наладил производство мирной дорожно-строительной техники, новых моделей вагонов, товаров народного потребления - и таким образом сумел выжить. Но заводчане понимают, что лишь работа над крупносерийной оборонной продукцией дала бы возможность предприятию погасить давние долги и обеспечить развитие. По их оценкам, даже один индийский контракт привлек бы в Россию примерно 450 миллионов долларов.

В июне вопрос о вероятности приобретения у России бронетехники и выделения на это средств рассмотрел индийский парламент, в июле в Москву приезжал министр обороны Индии. Вице-премьер России Илья Клебанов на "Уралэкспоармс-2000" в Нижнем Тагиле сказал, что подписание контракта может состояться в ближайшие месяцы: много времени отнимает обсуждение цен, так как речь теперь идет не просто о закупке Индией наших Т-90, запчастей к ним, но и лицензионном производстве.

Как бы там ни было, продажа российских танков идет очень тяжело, и пока нет оснований говорить, что эта продукция сможет кормить такие громадные предприятия, как Уралвагонзавод.

Нижний Тагил