Объективная история

Айвар Валеев
20 ноября 2000, 00:00
  Урал

В конце октября челябинское творческое объединение "Каменный пояс" открыло выставку: оно отчитывается перед публикой о завершении давнего проекта - придания старым, начала века, фотографиям второй жизни с помощью цифровых компьютерных технологий.

Фотографии и негативы разрушаются - это не новость. Да и увидеть их, покрытых паутиной трещин, можно только в архивном хранилище. Единственный способ богатство сохранить - сделать электронные (цифровые) версии исторических снимков. Оцифровано около двух тысяч изображений, полсотни из них и составили экспозицию.

Специалисты "Каменного пояса" распечатали изображения в необычно большом (50 на 70 см) формате. Теперь их просто удобно рассматривать: некоторые оригиналы были меньше ладони. Компьютерные технологии позволили отреставрировать старые фото, в буквальном смысле стерев следы времени. Многие карточки были фрагментарно утрачены. Чтобы максимально корректно восстановить их, прибегли к способу, напоминающему пересадку кожи: подходящий по цвету микроскопический, но неповрежденный участок изображения копировали на место утраченного. Так шаг за шагом дизайнеры реконструировали даже не столько фотографию, сколько вид, который много лет назад вдохновил фотографа.

Первый раздел выставки показывает промышленные и торговые города Южного Урала в 20-х годах уходящего века: металлургические заводы здесь соседствуют с верблюдами. Второй фиксирует изменения в жизни людей с появлением железной дороги: Челябинск стал перевалочным пунктом на пути из Центральной России в Сибирь. Далее мы видим лица, отмеченные печатью восторженного патриотизма, - так начиналась Первая мировая война. (Кстати, выставка обнаружила уникальные, доселе не экспонировавшиеся снимки: император Николай II объезжает строй солдат перед отправкой на фронт со златоустовского вокзала.) Уже потом были искалеченные люди, голод, красноармейцы, ревкомы...

Директор "Каменного пояса" Владимир Богдановский, сам классный фотограф, подчеркивает, что первые фоторепортеры не могли быть людьми случайными: фотоаппарат тогда стоил как, к примеру, 20 коров. Следовательно, все выставленные изображения несут ответственный взгляд.

Кстати, этим проектом Богдановский сотоварищи попытался решить еще одну серьезную проблему - уменьшить пропасть между музеем и человеком. Любой музей, помимо стеллажей и хранилищ, еще и научный институт, за каждой экспозицией - колоссальный труд. А много ли посетителей? И мало кого волнует несопоставимость огромных человеческих усилий, научного результата и минимального просветительского эффекта.

Между тем во всем мире сегодня музейный бум: от Эрмитажа и Лувра до музея Бритни Спирс в ее родном заштатном городишке. В музеях, да еще, пожалуй, в парках, таится удивительная энергетика, способная при дальновидном, учитывающем психологию человека подходе обратиться в прибыльный бизнес.

Челябинск